Основные причины ДТП, статистика причин ДТП на дорогах

Определение понятия

Аббревиатура ДТП расшифровывается, как дорожно-транспортное происшествие. Определение понятия закреплено в ст. 2 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года и в п. 1.2 ПДД РФ. Дорожно-транспортное происшествие — это событие, к возникновению которого привело движение автомобиля по проезжей части и с его участием.

Из определения вытекают основные признаки ДТП:

  1. ДТП признается только ситуация, в которой принимал непосредственное участие автомобиль. Так, если из окна машины была выброшена бутылка, которая попала в пешехода, это не будет являться ДТП. Однако к транспортным авариям относятся ситуации, при которых, велосипед, находящийся в движении, упал на пешехода, — случившееся будет являться ДТП.
  2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором принимает участие движущееся ТС. Так, если автомобиль наехал на пешехода, произошло ДТП. Если пешеход упал на автомобиль, случившееся дорожно-транспортным происшествием не признается.
  3. Ситуация является ДТП, если в ней был нанесен вред имуществу или жизни и здоровью человека. Так, если машины слегка задели друг друга, даже не поцарапав покрытие, дорожно-транспортное происшествие не произошло. ГИБДД вызывать не обязательно. Если в результате столкновения был нанесен вред автомобилям, иному имуществу или людям, считается, что произошло ДТП.

Если дословно трактовать определение, то получается, что в событии должно участвовать минимум 2 транспортных средства. Однако, если имеет место наезд на пешехода или причинение вреда имуществу, ДТП может возникнуть и при участии только одного автомобиля.

Документы, необходимые для экспертизы

Для проведения трасологического исследования необходимы следующие документы:

  • Справка о происшествии ДТП, она выдается в 748 или 12 форме с указанием всех его участников. Обычно, её получают у сотрудников ГИБДД.
  • Там же берется протокол, в котором прописано нарушение правил дорожного движения.
  • Составленная сотрудниками ГИБДД схема того места, где произошла авария.
  • Объяснительная водителей, допрос которых производился после происшествия.
  • Документы о владении собственностью.
  • Копии документом о техосмотре всех виновников происшествия.

Кто признается участниками

Это положение позволяет начать поиск виновного. Поэтому, говоря об авариях, стоит выяснить, кто именно является участником ДТП по закону. В действующих нормативно-правовых актах не содержится определение понятия как таковое. Однако оно вытекает из самого термина.

ДТП всегда происходит по чьей-то вине. Обычно виновником произошедшего признается водитель одного из транспортных средств. Выявить потерпевшего сложнее. В первую очередь им признается водитель второго автомобиля.

Вопросы по трасологической экспертизе

Методика производства экспертизы осуществляется поэтапно. Она состоит из нескольких стадий:

  1. Перед началом процедуры осуществляется предварительное исследование транспорта. Эксперт, который прибыл на место происшествия, знакомится со всеми материалами и сравнивает их с объектами. При необходимости он делает снимки.
  2. Далее, воспроизводится детальное исследование. Оно подразумевает собой более глубокое рассмотрение объектов. Особое внимание в этом вопросе уделяется следам. По своим характеристикам они делятся на две классификации: негативные и позитивные. Исходя из этой экспертизы, можно определить, в как был расположен транспорт во время аварии.
  3. Вывод и оценка двух этапов исследования.
  4. Официальная часть. В официальном документе в письменном виде оформляются все характеристики исследования. Также указывается причина происшествия.

Основные причины ДТП, статистика причин ДТП на дорогах

Существует ряд вопросов, который должен разрешить эксперт во время исследования ДТП:

  • Какая модель шины? Определяется от оставленного на дороге следа.
  • К какой марке автомобиля она принадлежит?
  • С каким направлением двигались все транспортные средства, оставившие следы.
  • Какими колесами были оставлены следы?
  • Влияют ли эти следы на транспортное происшествие?
  • Имеют ли шины какие-либо дефекты?
  • Какой весовой категории машина оставила следы?

Также проведение трасологической экспертизы способно определить несколько вопросов:

  • Параметры сближения двух или нескольких автомобилей.
  • Как они взаимодействовали между собой, до того, как столкнулись?
  • Как они вели себя и траектория их движения после того, как произошло столкновение.
  • Какие части были разрушены в результате ДТП?
ПОДРОБЕЕ:  Как правильно оформить машиноместо в подземном паркинге в 2019 году

Как выяснилось, трасологическое исследование позволяет обрисовать всю картину того, каким образом, произошло происшествие. Проводить её, может, только специально обученный эксперт, который выдаст специальное заключение после проведения своей работы.

Стоимость такой процедуры, может быть различной. Она зависит от общего объема всех работ, которые нужно провести на месте происшествия. Цена может составлять от 4000 рублей до 12000 рублей. Если экспертизу следует сделать в срочном порядке за короткий промежуток времени, то придется переплатить.

Иногда, такое исследование является единственным доказательством в суде при выяснении причины. Поэтому не стоит доверять этот вопрос новичку, необходимо доверить это дело только квалифицированной фирме.

Основные причины возникновения ДТП

На основании статистических данных специалисты выявили причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия и их последствия. Около 85% ДТП происходит в результате нарушения положений ПДД РФ. При этом виновниками в 70—75% случаев являются водители. Причинами травматизма и аварий на автомобильном транспорте являются:

  • езда на неисправном автомобиле;
  • отвлекающие факторы;
  • нарушение ПДД;
  • вождение автомобиля в состоянии опьянения;
  • движение на автомобиле в неблагоприятную погоду;
  • плохая дорога;
  • усталость водителя;
  • превышение установленного режима скорости.

Условно причины ДТП разделяют на 2 категории — объективные и субъективные. В первую входят дорожные ситуации, возникшие по независящим от водителя причинам. Сюда относятся:

  • плохая освещенность улиц;
  • некачественное дорожное полотно;
  • техническое состояние ТС;
  • недостаток дорожных знаков.

К субъективным причинам, которые вызывают возникновение аварий и катастроф на дорогах, относятся ситуации, к которым привели непосредственно действия водителя. В категорию включают действия лица, управлявшего транспортным средством, стиль езды, нарушение ПДД и правил эксплуатации авто.

Обычно возникновение аварий и катастроф на дорогах происходит в результате совокупности факторов. Поэтому важно четко выявить причины случившегося, чтобы понять, какую ответственность будет нести каждый участник происшествия.

Экспертиза следов колес

Если водитель стал виновником ДТП, его могут привлечь к 1 из 3 видов ответственности. Гражданская ответственность наступает вне зависимости от того, был ли нанесен вред жизни и здоровью людей. В соответствии с нормами статьи 1079 ГК РФ, виновник происшествия должен компенсировать нанесенный ущерб.

Обязанность в возмещении может быть наложена сразу на несколько лиц — на человека, находившегося за рулем, и на гражданина, предоставившего транспорт. Владелец машины может избежать гражданской ответственности только в том случае, если автомобиль был угнан.

Нахождение в момент аварии в состоянии алкогольного опьянения повышает суровость наказания. В соответствии с п.2 статьи 264 УК РФ, водителя привлекут к принудительным работам на срок до 3 лет или лишат свободы на срок до 4 лет.

Если действия гражданина повлекли за собой гибель человека, продолжительность отработки увеличится до 4—5 лет. Альтернативой станет лишение свободы на срок до 5—9 лет. Во всех ситуациях водителя лишат прав на управление авто на 3 года.

Как известно, по тому, какая имеется шина можно узнать модель транспортного средства. На трассе они оставляют беговые дорожки определенного размера и формы.

При исследовании следов, стоит заметить, что они могут быть несколько уже, чем были в реальности.

Опытные эксперты на дороге, прежде всего, определяют ширину дорожки и рисунок. По этим двум показателям можно узнать, какая это шина, и, соответственно, марку автомобиля. Благодаря этой экспертизе можно определить путь всех участников транспорта перед происшествием на дороге.

Чаще всего, встречается такая ситуация, когда след, образованный на дороге является оригинальным. В таком случае работа эксперта облегчается в несколько раз. Это говорит о том, что он может принадлежать лишь одной шине.

В таком случае производится обширное обследование следов. В него входит:

  • Изучение ромбовидных выступов.
  • Измерение расстояние между вершин смежных углов.
  • Сравнение исследований с информацией, указанной в справочнике.

Также изучается сама шина. При этом ведется исследование её маркировки и конструкции. По результатам этого исследования составляется фототаблица и прилагается к заключению эксперта.

Виды ДТП — классификация и характеристика

Повреждения автомобиля в результате столкновения и травмы при ДТП могут сильно различаться в зависимости от вида произошедшей аварии. При этом на сколько бы типов ни подразделялись аварии на транспорте, последствия каждого из них могут быть очень серьезными.

Профилактика транспортных аварий

Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий.

ПОДРОБЕЕ:  Установление кадастровой стоимости земельного участка по адресу в 2019 году

В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.

В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.

Различные формы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма позволяют существенно уменьшить количество аварий. К их числу относится проведение семинаров и лекций сотрудниками ГИБДД среди взрослых и особенно детей, а также организация оперативно-профилактических мероприятий «Пешеход» и широкомасштабных социальных кампаний.

Помимо экспертизы шин проводится анализ осколков фар. Они собираются с места происшествия и собираются в единый рассеиватель, таким образом, можно определить модель транспортного средства.

При трасологическом исследовании особое внимание уделяется такому показателю, как полосность, в частности, обращают внимание на их протяженность и чередование. В том случае, если произошло растекание стекломассы, полосы образуются в виде дугообразной формы.

По внешним признакам, которые присутствуют на рассеивателе можно определить стороны действия матрицы со стороны воздействия внешних факторов. При возникновении сжатия, углубленные полосы подавлением исчезают частично или полностью.

Существуют и групповые признаки идентификации транспортных средств. На фарах могут появиться эксплуатационные признаки. Когда осколок находится в области фары, на нем отражаются формы бортиков. По ним можно определить к какому рассеивателю они относятся. После эксплуатации на них могут появиться такие следы, как царапины, грязь или краска.

Самыми очевидными для экспертизы признаками – это следы разлома. Если фара разбилась о твердое тело, то на ней появляются пробоины.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД, число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Основные причины ДТП, статистика причин ДТП на дорогах

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек.

  1. В Германии зарегистрировано рекордно низкое количество погибших. Жертвами аварий за прошлый год стало 3177 человек. Снизилось число погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов продолжает оставаться на высоком уровне.
  2. В США приходится 11,4 смертей на 100000 человек. В 12% случаев в ДТП с летальным исходом задействован пешеход. Больше половины подобных происшествий происходит в Нью-Йорке. Это объясняется высокой плотностью населения, проживающего в городе.
  3. Швейцария входит в число стран, на дорогах которых происходит меньше всего аварий. Однако за последние 5 лет наблюдается увеличение числа происшествий, участниками которых стали велосипедисты.ДТП с участием велосипедистов
  4. В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества происшествий. За январь-сентябрь в государстве произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше показателей 2016 года и в 2 раза показателей 2015 года. В среднем в день происходит 5—6 аварий. Больше всего происшествий приходится на среду и пятницу.
  5. В Украине наблюдается увеличение числа происшествий. За 8 месяцев 2017 года количество аварий возросло на 9%. В государстве произошло больше 17000 ДТП, в которых пострадали свыше 22 000 человек.
ПОДРОБЕЕ:  Основные способы пополнения баланса телефона с карты Газпромбанка

Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2019 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек.

Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании.

Как действовать при ДТП

Дальнейшие действия напрямую зависят от того, пострадали ли в результате аварии люди, или вред нанесен только имуществу. Порядок действий в первой ситуации фиксирует п. 2.6 ПДД РФ.

Если вред причинен только имуществу, в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ водитель обязан зафиксировать произошедшее при помощи фото- и видеосъемки, а затем убрать транспортное средство с проезжей части, если оно мешает движению других автомобилей. Закон обязывает заснять:

  • расположение машин по отношению друг к другу;
  • положение ТС к объектам инфраструктуры;
  • повреждения автомобиля;
  • следы на дороге, оставленные попавшими в аварию машинами;
  • предметы, имеющие отношение к ДТП.

Если участникам аварии не удается прийти к общему мнению в отношении определения виновников или иных нюансов произошедшего, необходимо записать имена и адреса проживания очевидцев произошедшего, а затем обратиться в полицию для получения дальнейших указаний.

Если обстоятельства разногласий не вызывают, необходимость в обращении в уполномоченный орган отсутствует. Схема действия в сложившейся ситуации может быть следующей:

  • оформить документы о происшествии, посетив ближайший пост ДПС или отделение полиции, предварительно зафиксировав случившееся при помощи фото- и видеосъемки;
  • оформить документы без привлечения уполномоченных лиц, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с нормами Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС;
  • не оформлять документацию, если повреждено только имущество участников ДТП, но такой вариант может обернуться проблемами при получении компенсаций по страховке или договоренности.

Причины ДТП

При этом точный порядок действий после ДТП зависит от индивидуальных нюансов сложившейся ситуации.

Вопросы по трасологической экспертизе

Обращение к фирме, осуществляющей трасологическое исследование необходимо для того, чтобы привлечь в транспортное происшествие профессиональное лицо. Квалифицированный человек может выдать заключение в письменном виде.

Трасологическое исследование помогает выяснить истинную причину происшествия. Иногда, оно может играть решающую роль в решении судебных вопросов.

Часто, новые фирмы практикуют исследование происшествий на теоретической основе, не нося официального характера. Такая услуга подойдет для тех водителей, которые не планируют выяснять причину транспортного происшествия через суд.

Однако для правовой защиты такое исследование не подходит, так как фирма не может представить тот документ, который судья будет использовать в качестве доказательства. Поэтому нужно обратиться только в компанию с хорошей репутацией.

Памятка водителю при ДТП

В первую очередь нужно заботиться лично о себе и собственной семье, а также окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в ДТП и не создать аварийную ситуацию. Эксперты советуют строго соблюдать ПДД РФ, выезжать только на исправном автомобиле и проявлять максимальную внимательность на дороге.

Если человек все же стал участником аварии, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны выполняться на основании п. 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции обязан осуществить водитель.

Инструкция действий при аварии имеет следующий вид:

  1. Участники происшествия оказывают первую помощь раненым, если они присутствуют, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
  2. Водители оценивают состояние пострадавших в аварии машин.
  3. Осуществляется вызов сотрудников ДПС, если требуется.
  4. Подготавливаются документы для обращения к страховщику.
  5. Водитель дожидается решения о возмещении.
Adblock detector