Схема ДТП — порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Как самостоятельно составить схему ДТП

В зависимости от сложности случая, количества пострадавших и наличия или отсутствия разногласий, составлять подробную схему могут:

  • Сами сотрудники ГАИ.
  • Дежурные следователи.
  • Участники ДТП.

А потому, если протокол набирали и зарисовывали стороны, которые не имели на этого права, заполненный европротокол и схема будет признана недействительными.

Чтобы этого избежать, заранее уточнить по телефону горячей линии у дежурных ГИБДД, имеете ли вы право на самостоятельное оформление, либо лучше дождаться инспектора.

Любые обстоятельства ДТП должны отражаться в схеме аварии. Но как правильно ее составить – у кого есть такие полномочия, что включать, как отражать детали? Эта информация будет полезной каждому автомобилисту.

Схема ДТП – веское доказательство при рассмотрении дела. Понятие «доказательство» рассматривается в ст. 74 УПК, ст. 55 ГПК, ст. 64 АПК, ст. 26.2 КоАП. Чтобы правильно составить такой документ, участникам аварии стоит запомнить основные правила.

Рассмотрим требования, предъявляемые к схеме ДТП, а также сведения, которые должны быть указаны в чертеже.

  1. В ДТП задействовано не более двух автомобилей.
  2. Никто из участников дорожно-транспортного происшествия не получил физических повреждений.
  3. Оба водителя имеют полис ОСАГО.
  4. Сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей для регионов России и 400 тысяч для Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, непросто самому, что называется, навскидку оценить ущерб в денежном эквиваленте. В случае деформации крыла, дверей или прочих элементов кузова, обратите внимание на следующее:
    • Открываются ли двери, капот или багажник. Насколько повлияла деформация на функции элементов кузова.
    • Какова структура вмятин. Если деформация плавная, без заломов, выровнять ее можно будет гораздо проще.
  1. Ключевой пункт – оба водителя имеют одно и то же видение произошедшего и согласны изобразить аварию на бумаге. Как правило, этот пункт означает признание своей вины со стороны одного из участников ДТП.

Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.

Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.

Самостоятельно составить схему ДТП можно всегда. Даже когда её составляет сам инспектор, можно нарисовать свою схему и отдать ему. На рисунке нужно указать все значимые моменты аварии.

Если схема составляется без привлечения ГИБДД, нужно проверить:

  • нет ли пострадавших после аварии;
  • все ли участники определили виновника ДТП;
  • сам виновник не отрицает вины и готов к наказанию.

Перед отображением на бумаге схемы ДТП, потребуется позвонить в страховую компанию и сообщить страховщику о случившемся на дороге. Самостоятельное составление документа позволяет сохранить время, но нужно помнить, что просто рисунка для страховой компании недостаточно. Для этого схему необходимо заверить в Госавтоинспекции.

Схема ДТП должна быть составлена как можно раньше, по-возможности сразу после дорожно-транспортного происшествия. Это связано с тем, что движение на участке с аварией замедлится, но не прекратится и многие важные вещественные доказательства могут быть утеряны.

Автовладелец, который хоть раз оказывался в подобной ситуации, знает, что ожидание сотрудников ГИБДД может растянуться на очень долгий срок. Исходя из этого знания, необходимо составить схему самостоятельно, до приезда специалистов, пока важные детали происшествия не были утеряны из-за движения потока машин.

Несколько вариантов дальнейших действий при ДТП:

  • Не предпринимать никаких действий после ДТП. Дождаться сотрудников ГИБДД, которые в свою очередь составят схему ДТП и не зависимо от вас установят виновников аварии.
  • Нарисовать схему ДТП самостоятельно. Данный вариант возможен, только если виновник аварии согласен со своим положением. Составляется подробная схема, которая заверяется подписями участников аварии. С подписанной схемой, участники ДТП самостоятельно отправляются в инспекцию, для регистрирования происшествия и получения надлежащих справок для предъявления в страховую компанию.
  • Использовать оформление по Европротоколу. После самостоятельного оформления ДТП сразу же отправиться в страховую компанию, минуя очереди в инспекции (ГИБДД). Необходимо отметить, что оформление по Европротоколу имеет целый ряд особенностей и ограничений, хотя и значительно экономит время и силы всех участников ДТП и дорожного движения в зоне автомобильной аварии.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Обязательным условием для самостоятельного оформления ДТП являеются согласованные действия всех его участников. В случае, если возникают какие-либо разногласия, конфликтные ситуации и пр., необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и разрешать ситуацию с их посредничеством.

Более того, неправильная схема – оформленная не по правилам, не будет принята ни в ГИБДД, ни в страховой компании. Именно поэтому, необходимо очень внимательно отнестись к ее составлению и последующему оформлению.

Каждый водитель, управляющий каким-либо транспортным средством, должен знать все о правилах поведения при ДТП. Автолюбители обязаны уметь составлять Европротокол и схемы. Причем нужно это, как ни странно, самим автолюбителям.

Даже если времени у водителей достаточно и решать вопрос сами они не хотят, стоит задуматься о других участниках движения. Создавать пробки и заторы на дороге, когда этого можно избежать — удел несколько эгоистичных лиц.

Именно поэтому, понимая всю ответственность перед собой и другими гражданами, нужно уметь качественно оформлять все необходимые бумаги. Схема ДТП — это, на самом деле, не так уж и сложно, да и попросту удобно. Далее мы рассмотрим правила, которые помогут ее составить.

Схема ДТП, образец которой мы представили ниже, даст общее представление о том, что это такое.

Сразу стоит отметить, что далеко не все ДТП попадают под критерии Европротокола. Только с мелкими, незначительными авариями можно разобраться самостоятельно. Именно поэтому столь важно для начала грамотно оценить ситуацию и охарактеризовать существующий ущерб. О каких критериях идет речь? Этот вопрос стоит раскрыть чуть подробнее:

  • В результате аварии отсутствуют пострадавшие лица. Единственное, чему нанесен вред — это автомобиль.
  • Виновник сразу же находится, а самое важное, признает свою вину. У прочих участников ДТП, если таковые имеются, также не возникает разногласий и недопонимания.
  • Все участники аварии имеют при себе действующие документы КАСКО.

Эти три критерия — как раз то, на что стоило бы обратить внимание в первую очередь. Если все они соблюдены, то дальнейших проблем по самостоятельному оформлению ДТП возникнуть точно не должно. А как составить схему ДТП? Ответ будет дан далее.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

С тем, как оформить схему ДТП, разобраться не сложно. Куда труднее разбираться с возможными проблемами. В частности, речь идет о тех моментах, когда самостоятельное составление схем невозможно. Когда наступает подобный момент?

  • Один из водителей не имеет при себе полиса ОСАГО или КАСКО или же страховка недействительна.
  • Один из участников ДТП не имеет водительских прав.
  • Один из участников аварии находится в состоянии опьянения или какого-либо болезненного состоянии (приступа).

Что произойдет, если водитель все-таки решится самостоятельно составить Европротокол вопреки перечисленным критериям? Ответ очень прост: крупный штраф, либо лишение прав сроком до 2 лет.

Вопрос о том, кто именно должен составлять схему, является для водителя, конечно же, не самым важным. Главное — чтобы это было профессиональное уполномоченное лицо. Однако такой подход в корне неверный. Необходимо понимать, какой именно сотрудник и в каком случае обязан проводить осмотр места ДТП.

Как уже было сказано, при незначительном ущербе транспортному средству составить схему аварии способен сам водитель. Однако во всех остальных случаях ее составлением может заниматься только сотрудник ГИБДД.

Каждый автолюбитель обязан застраховать авто, на случай ДТП. Но при этом никто точно не знает, будет ли он участником, либо, благодаря мастерству и счастливому случаю избежит этого на дороге.

Но лучше к такой неприятности быть готовым заранее и знать, какие потребуются действия и как правильно заполнять специальный бланк со схемой места ДТП.

Первым делом после ДТП не забудьте выполнить соответствующие требования правил дорожного движения, а именно: включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки!

Обязательно убедитесь в отсутствии пострадавших и нуждающихся в медицинской помощи в обоих транспортных средствах.

Руководствуясь подпунктом №111 Административного регламента МВД Российской Федерации, оформлять схему дорожно-транспортного инцидента обязаны составлять сотрудники правоохранительных органов. Это могут быть инспекторы ГИБДД, прибывшие на место происшествия, или дежурный следователь отдела.

  • Стороны дорожно-транспортного инцидента не имеют претензий друг к другу (виновный признает свою причастность);
  • В ДТП было задействовано не более двух автотранспортных средств;
  • Вследствие происшествия нет пострадавших;
  • Обе стороны конфликта застрахованы по ОСАГО;
  • Нанесенный и полученный ущерб не превышает сумму в 100 тысяч рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы лимит выше — 400 тысяч рублей).

Схема ДТП? Важно знать

Схема фиксируется на спецбланке, утвержденном приказом Министерством ВД в марте 2009 года под номером 185. Он вводит в действие Административный регламент МВД РФ. Схема о ДТП прикладывается в качестве приложения к составленному протоколу осмотра места аварии.

План-схема действительна только нарисованная должностным лицом. Это может быть:

  • следователь;
  • дознаватель;
  • сотрудник автомобильной инспекции.

Для составления схематического рисунка достаточно иметь бланк установленного образца и авторучку.

Сотрудник, составляющий схему, привлекает понятых. Такой порядок предусмотрен российским законодательством. Кодексом об административных правонарушениях (статья 25.7), Административным регламентом МВД РФ (пункт 111) и Уголовным кодексом (ст. 60) определяется процессуальное положение понятых.

Они подтверждают документально:

  • процесс составления схемы;
  • объективность проведенных замеров;
  • положение транспортных средств;
  • фрагментов части дороги и данных полученных путем фотосъемки.

Закон не определяет наибольшее количество понятых. Но их количество должно быть два и более.

Нередки случаи, когда составляется схема ДТП с явными нарушениями. А это документ, имеющий юридическую силу особенно для того, кому положены компенсационные выплаты за полученные повреждения. Зачастую специалисты при прорисовке план-схемы для упрощения процедуры не привлекают всех заинтересованных к составлению схемы места аварии.

Водители, участвующие в ДТП, порой находятся в стрессовом состоянии и не могут адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Это создает возможности для злоупотребления со стороны должностных лиц. Таким образом, пострадавший в аварии может не получить страховых отчислений, если схема будет составлена неверно или при не соблюдении установленного порядка.

На бланке окончательно сформированной схемы в обязательном порядке должны присутствовать подлинные подписи всех лиц, которые принимали непосредственно участие в ее составлении.

К ним относятся:

  • должностное лицо;
  • участники ДТП;
  • свидетели и понятые.

Порядок составления

  • Если нужно замерить расстояния, а под рукой не оказалось рулетки, воспользуйтесь какой-нибудь веревкой или буксирным тросом. За единицу длины можно взять собственный автомобиль, длина которого указана в руководстве по эксплуатации.
  • Составляя схему, не увлекайтесь лишними деталями. Постарайтесь сосредоточиться только на значимом.
  • Не допускайте в вашей схеме помарок. В противном случае у вас ее просто могут не принять.

Данная схема ДТП будет являться весомым доказательством при рассмотрении и установлении степени вины участников происшествия.

Составляется сразу после столкновения автомобилей, пока все объекты, что имеют отношение к ДТП, еще не передвигались.

При подготовке схемы могут быть такие варианты действий:

  1. Оставьте все как есть и ожидайте сотрудников уполномоченного органа, которые будут оформлять происшествие, устанавливать вину причастных лиц и зарисовывать схему.
  2. Начертите схему сами, отразив всю важную информацию. Это возможно, если не возникает спора и оба участника дорожно-транспортного происшествия согласны со своим местоположением на чертеже. После того, как лица подпишут документ, нужно незамедлительно отправляться в ближайшее отделение ГИБДД для регистрации аварии.
  3. Оформляйте европротокол в соответствии с установленными правилами, после чего отправляйтесь в страховую компанию. Но стоит учесть, что права заполнять протокол без участия инспектора возникают только при соблюдении определенных условий.

Если же автомобилисты не могут прийти к общему мнению, то составление схемы не является целесообразным. В таком случае нужно просто ждать приезда работника ГИБДД, который займется оформлением самостоятельно.

В независимости от выбранного способа, составлять схему стоит в обязательном порядке, соблюдая все правила. Если такой чертеж будет сделан неправильно, в Страховой организации и отделении ГИБДД его не примут.

Не все знают, что должно быть указано в схеме ДТП.

Оформлять ее нужно, придерживаясь таких правил:

  1. Для схемы подойдет лист А4. Так участники ДТП смогут увеличивать масштаб и отражать все детали.
  2. Необходимо указать «Схема ДТП», так как документ должен быть с названием.
  3. Стоит нанести положение дорожного участка, пишут название улицы, сооружений. Следует отразить на чертеже месторасположение тротуара, трамвайных путей, дорожных знаков, светофора (и его цвета), разметки, открытых колодцев и т. д.
  4. Указывают место происшествия – где машины расположены, в каком направлении двигались. Допускается использование простых геометрических фигур, каждую из которых обозначают буквами, например, «А» и «Б». Для отражения направления используют стрелки. Места удара обозначают знаком «Х».
  5. Зарисовывают положение других транспортных средств, которые препятствуют движению.
  6. Участники или инспектор осматривает место аварии, рассматривает все следы (тормозные пути), которые затем измеряет и вносит в схему. Обращают внимание, в каком состоянии находился автовладелец.
  7. Под составленной схемой стоит дать расшифровку условных обозначений. К примеру, «А» — Тойота с таким-то номером и т. д.
  8. Затем пишут ФИО составителя, данные каждого из участников аварии, которые ставят свои подписи в случае согласия.

По закону если нет пострадавших и сумма потерь от столкновения не превышает 25000 рублей – участники ДТП имеют право самостоятельно обратиться в ГИБДД, нарисовав предварительно схему произошедшего.

Оформление ДТП в 2018 году может производиться:

  1. Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
  2. Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.
ПОДРОБЕЕ:  Порядок изменения регистрации по месту жительства в 2019 году

Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.

Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.

Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.

Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.

Условия для оформления аварии по Европротоколу:

  • в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
  • отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.

Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.

Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

Схема нужна для:

  • разбора обстоятельств ДТП;
  • получения денежной компенсации от страховщика;
  • получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.

Содержание схемы

Участники аварии должны отразить в документе:

  • месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
  • были ли или нет препятствия на проезжей части;
  • есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
  • были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
  • нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
  • место первого столкновения;
  • расположение автотранспортных средств после аварии.

Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.

Правила составления

Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.

Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.

Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:

  • необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
  • согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
  • обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
  • в документе должны быть подписи сторон;
  • если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
  • в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
  • заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
  • заполняют все графы и поля.

Если по составленному изображению не представляется возможным определить существенные обстоятельства, документ не будут учитывать при разборе аварии.

Отражать все объекты следует схематично. Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося.

Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).

Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:

  • сначала составить схему каждому из участников отдельно;
  • исправить противоречия;
  • вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?

Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

В Извещении указывают следующие сведения:

  • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
  • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
  • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
  • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
  • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
  • перечень повреждений автомобиля;
  • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
  • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
  • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
  • схема аварии (пункт 17).

Могут понадобиться следующие условные обозначения:

  • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
  • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
  • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

Нужно обратить внимание, что:

  1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
  2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

Типовые схемы

  1. Прежде чем начать составлять схему, необходимо выставить соответствующий знак!
  2. Начать описывать лучше с местности.
    Зарисовывать схему следует, не исходя из положения автомобиля. Сначала необходимо отметить границу дороги, тротуар и название улиц. Привяжите все произошедшее к каким-либо не перемещающимся предметам (например, к столбу, или ближайшему зданию). Измерьте расстояние до них и укажите его на схеме.
    Помните, что ваша схема должна быть понятной. Значит, для ее зарисовки не следует выбирать маленькие листки. Они не будут иметь достойный вид, и навряд ли смогут вместить всю необходимую информацию.
  3. Стоит указать подробности, касающиеся типа трассы.
    Нужно зарисовать количество полос, тип дороги, если место ДТП – перекресток, то следует отметить его вид. Обратите внимание на тип покрытия дороги и дорожную разметку. Немаловажно также указать, какие направления движения были разрешены на этом участке пути.

    Важно! Если авария произошла на трассе, укажите на схеме направление к ближайшим населенным пунктам, расстояние до них. В качестве ориентира возьмите столбик с указание километра трассы, либо осветительный фонарь, указав его порядковый номер.

  4. Нанесите на схему все знаки дорожного движения, которые есть в месте столкновения.
    Полнота этой информации поможет впоследствии сотруднику ГИБДД получить полное представление о произошедшем. Не забудьте уточнить цвет светофора. Также в расследовании дела поможет информация об окружающих деревьях или наличии выбоин на дороге.
  5. Нанесите схематически автомобили, участвующие в происшествии.
    Обычно на схеме машины отмечаются с помощью прямоугольника. Нарисуйте их на схеме в том положении, в котором они остались после ДТП. Не забудьте зарисовать траекторию движения каждого отдельного транспортного средства.
  6. Отметьте детали, которые помогут установить скорость движения.
    Конечно, сделать это точно не кажется возможным. Однако если после происшествия на дороге остались следы тормозного пути, их необходимо отразить на схеме. Также неоценимую помощь в определении характера аварии окажет нанесение на схему всех обломков или отлетевших деталей. Не следует ничего собирать, пока точно не отметите их положение на схеме.
  7. Постарайтесь собрать показания очевидцев.
    Их данные можно внести в схему, попросить ее подписать. При необходимости можно попросить их написать дополнительные показания и приложить к схеме.
  8. Подкрепите свою схему фото-видео съемкой.
    Закон принимает во внимание те снимки, которые сделаны не позднее одного часа после произошедшего ДТП. По возможности выполните такую съемку и приложите эти данные к готовой схеме.
  9. Отметьте место столкновения.
    На схеме следует отразить места механического повреждения на обоих автомобилях. Обычно для этого используют либо крестик, либо кружочек.
  10. Впишите в схему данные водителей и свидетелей.
    Каждый из участников составления схемы должен поставить свою подпись. Не забывайте пересмотреть документ.
  11. Укажите расшифровку условных обозначений.
    То есть, если, к примеру, место столкновения отмечено кружочком, внизу под схемой надо нарисовать кружочек и подписать, что он обозначает. Так следует поступить со всеми неясными указателями.

Европротокол

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Европротокол

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

В каких случаях можно самому составлять составить схему ДТП?

Прежде чем приступить к зарисовке, посмотрите примеры имеющихся типовых вариантов. И даже если ваш случай не подойдет и имеет множество индивидуальных нюансов, вы сможете наглядно ознакомиться с примерами правильного составления и использовать их как фундамент и образец для своих зарисовок.

К типовым схемам относят такие категории:

  • Движение в попутном направлении (например, перестроение).
  • Езда ТС во встречном направлении.
  • Маневрирование автомобилей под углом по отношению друг к другу (разворот, поворот и пр.).
  • Один из участников ДТП стоял.

Все типовые схемы занесены в таблицу, в которой подробно отражена картинка произошедшего, обстоятельства ДТП, степень вины каждого из автолюбителей.

Если случай произошел во дворе или на парковке – это относят к понятию «маневрирование». И если ранее на подобных участках дороги случаи не относились к страховым, то сегодня, на всех прилегающих территориях, правила одинаковы и схема ДТП отображается так же, как и на проезжей части.

Если схема ДТП не была подписана, либо вовсе участник аварии и владелец транспортного средства не присутствовал при её составлении, то схему можно оспорить. Основные причины, по которым это может произойти несколько:

  • Участник был эвакуирован с места происшествия для оказания медицинской помощи.
  • Был задержан сотрудником полиции до приезда ГИБДД.
  • Смерть, но при этом за оспариванием могут обратиться родственники погибшего.
  • Неадекватное или болезненное состояние участника.
  • Оставление места совершения ДТП.

По этим причинам заинтересованное лицо может оказаться неосведомленным о результатах проведения осмотра места происшествия и не быть ознакомлено со схемой ДТП.

Чтобы восстановить справедливость и оспорить имеющиеся факты, подписанные вами, либо нет, необходимо следовать такому плану:

  • Направить ходатайство на повторный осмотр места ДТП.
  • Составить дополнительный протокол.
  • Создать иную схему.
  • Привести доказательства имеющихся нарушений в предложенной ранее схеме.

Оспаривают часто из-за того, что:

  • Поданная информация не являлась достаточно подробной и искажала объективную картину случившегося.
  • Вся схема ошибочна, либо имеет ложные сведения.
  • Оформление было произведено с явными нарушениями (по Административному регламенту), либо по нормативным актам.
  • Имеет место фальсификация.

Таким образом, составление схемы ДТП – важный этап при самостоятельном оформлении протокола.

Учитывайте обстоятельства, старайтесь максимально точно произвести все возможные замеры.

Ведь из-за недостаточной ясности или не указанных в протоколе условий и элементов дорожного движения – сотрудники правоохранительных органов могут неверно истолковать произошедшее и несправедливо определить виноватого.

Особенно быстро необходимо составлять схему на тех участках дороги, где полос немного, и остановка транспортного средства причиняет неудобство другим участникам дорожного движения. Также следует поторопиться, если вам приходится составлять схему происшествия во время дождя или снега, когда важные детали (длина тормозного пути или небольшие обломки) могут быть безвозвратно утрачены.

Как правило, если вы решили оформлять аварию без присутствия правоохранительных органов, бланк составления схемы ДТП взять неоткуда. В этом случае подойдет чистый лист бумаги, без пометок. Заполнять его должны водители, которые допустили ДТП. При этом могут присутствовать понятые или свидетели, если такие есть.

В этой статье рассматриваются основные правила составления такой схемы. Разбирается то, как она поможет водителю и как не допустить плачевных ошибок, защитив свои права.

ПОДРОБЕЕ:  Правила регистрации иностранных граждан на территории РФ в 2019 году

Оформление

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Чтобы как можно скорее получить страховую выплату, необходимо подать в ГАИ правильно заполненный бланк при заключении договора с компанией, а потому и хранить его желательно всегда в бардачке своего автомобиля.

Информацию о ДТП вы вносите так же подробно и аккуратно, как и для подачи в ГИБДД. Потому, не стоит пользоваться простым карандашом и желательно максимально разборчиво прописывать все возможные сведения дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку страховая предусматривает выплату, то её интересуют такие детали (по пункту 1.4 европротокола), как видимые повреждения ТС. Их описание должно быть максимально точным, лаконичным, существенным.

Характер степени определяется участником – царапина, трещина, вмятина. Все прочие «дефекты» (которые не определяются критериями внешнего вида автомобиля) также обнаруживаются, но уже при проведении экспертизы страховой компанией.

Таким образом, оформление бланка практически ничем не отличается от протокола, подаваемого в ГИБДД. Соблюдайте точность, аккуратность и внимательно заполняйте все графы.

Схема ДТП №1

Схема ДТП №2

Предлагаем вам изучить на примере, заполненных образцов схем дорожно-транспортных происшествий которые, с 1 июля 2015 года обязаны самостоятельно заполнять водители в тех случаях, когда в аварии никто не пострадал и в ней участвует не более двух транспортных средств.

Существуют типовые схемы. Перечислим те ДТП, которые являются распространенными, и выясним, как в европротоколе их отразить.

В процессе перестроения, а также объезжая препятствие, «В» не уступает дорогу «А», что двигается по прямой и попутно с правой или левой стороны.

Правила составления

Привет всем читателям автоблога!

Сегодня я расскажу вам как рисовать схему ДТП, чтобы ни страховщики, ни ГИБДД не могли придраться к вашему графическому отображению случившегося происшествия.

В современных условиях интенсивного движения от риска попасть в аварию не застрахованы даже опытные водители. Поэтому навыки правильного составления схемы, отображающей события связанные с ДТП пригодятся каждому.

Прочитав эту статью, вы подстрахуете себя, ведь неверно составленная схема аварии может прямо повлиять на точность и справедливость определения вины участников, на меру взыскания, суммы штрафов и компенсаций, включая возмещение по ОСАГО.

С вами как всегда Илья Кулик, поехали.

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

  1. Документы заполняют сами участники дорожного столкновения. В таком случае для составления схемы ими используется Европротокол.
  2. Составляет сам сотрудник ГИБДД. Он также может нарисовать схему, если водители не в состоянии сделать это сами. Преимущество этого способа состоит в профессиональном подходе при подготовке первичных документов.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Европротокол – специальный пакет документов, что позволяет любому водителю самостоятельно оформить ДТП без полиции. Для этого нужно заполнить извещение. Если оформить все правильно, то документ послужит в качестве компенсации убытков со стороны автостраховщика.

Оформление по Европротоколу даёт возможность самому составить документы, после чего покинуть место аварии, чтобы не создавать помехи в движении, а также не терять своё время. Такое правило регламентировано Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности».

В ходе оформления надо знать основные условия для Европротокола:

  • в ДТП участвовали только 2 машины и оба водителя имеют страховку;
  • нет жертв аварии, а также нанесения вреда третьим лицам или другому имуществу;
  • виновник признаёт вину, и нет разногласий в ходе аварии;
  • стоимость компенсационной выплаты не превышает 50000 рублей.

Если авария такова, что не попадает под описанные условия, то оформление её проводится иными методами.

Схема ДТП используется в следующих случаях:

  1. Для разбора всех обстоятельств.
  2. Чтобы получить выплаты от страховой фирмы за нанесённый ущерб.
  3. Чтобы были доказательства в ходе судебного разбирательства.

Все стандартные схемы ДТП представлены на сайте РСА — Российского союза автостраховщиков. Именно там водители могут ознакомиться с общими правилами по составлению этого документа. Типовые образцы имеют описание обстоятельств, часто встречающихся ДТП. В дополнение к ним показаны рисунки с места аварий. На сайте РСА представлено 31 изображение.

Такие типовые формы полезны в двух случаях:

  1. Участники столкновения оформляют Европротокол без участия работников полиции.
  2. В ДТП никто не пострадал, нет ни раненых, ни погибших, а участники происшествия одинаково понимают и оценивают его причины.

Есть ряд ситуаций, при которых типовые наработки оформления ДТП, помочь не могут:

  1. Изначально нарушен порядок оформления аварии, регламентированный законодательством об ОСАГО.
  2. Произошло бесконтактное ДТП.
  3. Авария случилась не во время движения транспорта.
  4. Участники имеют разное понимание причин аварии и порядка действий друг друга в ней, а строки 16 и 1 ими заполнены с нарушениями.

Оформленные документы должны быть направлены в страховую фирму владельцами машин в течение 5 суток. После этого участвовавшие в столкновении авто предоставляются для оценки экспертам.

Извещение – это не акт экспертизы, но если оно оформлено правильно, то позволяет существенно ускорить работу страхового агента, за счёт чего происходит и быстрая выплата.

Извещение об аварии необходимо заполнять исключительно печатными буквами. В строках с вариантами ответа ставится галочка. Все пустые строки прочёркиваются, чтобы исключить возможность внесения данных мошенниками.

При порче бланка или большом количестве ошибок и исправлений, его нужно переписать, но после подписания вносить коррективы уже запрещено.

Если гражданин не хочет ставить свою подпись или совместно с противной стороной заполнять бланк, то придётся вызывать инспектора полиции.

Чтобы все прошло быстро и в упрощённой форме, можно прислушаться к некоторым советам бывалых автолюбителей:

  1. Все исправления и внесения корректировок возможны только при подкреплении их подписями обеих сторон.
  2. Пустые строки оставлять нельзя, нужно ставить символ в виде зигзага.
  3. При свидетелях, и их согласии участвовать в этом деле, нужно внести в извещение все данные с их уст.
  4. В схеме детально все расписывается и рисуется — с названиями улиц, нумерацией домов, и другими ориентирами.
  5. Для успешного завершения вопроса с получением страховки, нужно постараться найти общий язык с другим участником ДТП, чтобы избежать противоречий в показаниях.

Подписывать извещение нужно с обеих сторон исписанного листа, что указывает о согласии участников с причинами и обстоятельствами аварии, изложенными друг другом.

Подведем итог.

Схема ДТП должна быть как можно более подробной и правдивой. Ни у участников аварии, ни у сотрудников специальных ведомств не должно возникнуть спорных вопросов при ее анализе. В случае если при составлении схемы возникают спорные ситуации, вызывающие агрессию и недопонимание, лучше всего дождаться сотрудников ГИБДД, которые решат ситуацию непредвзято и самостоятельно оформят все надлежащие документы.

Нарисовать схему ДТП не так уж сложно. Итоговые рекомендации,которых следует придерживаться при ее составлении главным образом сводятся к четырем правилам:

  1. Достоверности информации.
  2. Понятности отображения.
  3. Соответствию установленным требованиям.
  4. Отсутствию противоречий с другими материалами и документами.

Надеюсь, материал данной статьи окажется полезен тем, кому выпадет оказаться участником ДТП.

Если изложенная мной информация вам пригодилась или понравилась, стоит поделиться ей в соцсетях с друзьями. Не забудьте о подписке на обновления блога, а если у вас появились вопросы, замечания или дополнения, то оставляйте их в комментариях.

Составление схемы ДТП: с чего начать и как правильно составить

Чтобы схема была убедительно важно знать, как правильно её составлять. Необходимо для схемы ДТП соблюсти правила составления

После того, как произошла авария, каждому из водителей не стоит забывать об элементарных правилах при таких ситуациях, которые они должны обязательно выполнить: это задействовать аварийку и поставить знак аварийной остановки.

Также автовладелец должен проверить, есть ли среди пассажиров те, кто получил серьёзные травмы. Если да, то незамедлительно стоит вызвать скорую. Если же пострадавших нет, то нужно перейти непосредственно к собственноручному составлению — нарисуйте схему аварии.

Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.

Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).

Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:

  1. В столкновении участвовали только два транспортных средства;
  2. Не было вреда жизни и здоровью людей;
  3. Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
  4. У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
  5. Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
  6. Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.

Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.

Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.

С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.

Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.

Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

Бланк Европротокола

Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.

Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.

Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:

  1. Схема рисуется шариковой ручкой.
  2. Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
  3. Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
  4. Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.

Инспекторы Госавтоинспекции рисуют схему на большом листе формата А4. Такой размер позволяет подробно отобразить все объекты, имеющие значение для установления виновника аварии. В Извещении о ДТП рисунки небольшого размера, все предметы отображаются схематично.

Не нужно прорисовывать мелкие детали, автомобили обозначают обычными прямоугольниками. Для указания направления движения ставятся стрелочки.

Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.

Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.

Этап 2. Отображение дорожной инфраструктуры. На план наносятся:

  • дорожная разметка;
  • светофоры с пометкой цвета, который горел в момент столкновения;
  • пешеходные переходы;
  • дорожные знаки;
  • трамвайные пути;
  • дорожка для велосипедистов;
  • тротуар и др.

Все объекты, которые могли повлиять на поведение водителей, должны быть отражены в чертеже.

Этап 3. Зарисовка ДТП. Положение машин наносится в привязке с местностью и объектами дорожной инфраструктуры. Автомобили участников следует отметить буквами А и В, согласно заполнению протокола. Стрелки рядом с транспортными средствами указывают направление их движения.

Место столкновение отмечается крестиком — X.

Если в момент столкновения был другой транспорт, препятствовавший движению, его тоже следует нанести на схему.

Чем точнее участники смогут оформить план происшествия, тем меньше спорных ситуаций возникает при разборе ДТП. Если у водителей при составлении схемы возникают разногласия, и даже агрессия, следует вызывать ГИБДД.

Ниже приведен образец схемы места происшествия, составленный в соответствии с методикой.

В интернете можно найти специальные программы для составления схем ДТП. Они облегчают прорисовку деталей чертежа, имеют большое количество шаблонов и элементов. С помощью приложений можно чертить схемы разного уровня сложности.

Все важные детали аварии рекомендуется оперативно сфотографировать с разных ракурсов и отобразить их в схеме ДТП. При оформлении Европротокола рисунок делается на бланке «Извещения о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша, куда копируются данные. При необходимости схему ДТП дублируют на листе бумаги форматом А4.

В рисунке, сделанном шариковой ручкой, не допускаются исправления, поэтому во избежание противоречий между участниками ДТП для начала лучше вместе составить черновой вариант.

Даже если вы бесконечно далеки от изобразительного искусства, ваш рисунок должен быть настолько понятным, чтобы он не вызывал дополнительных вопросов ни у сотрудников ГИБДД, ни у страховщиков. Прежде всего, определитесь с масштабом, и рассчитайте, чтобы на бумаге уместился участок дороги, где произошло ДТП. Следует обозначить контуры проезжей части, дорожную разметку, знаки, обочину или тротуар.

ПОДРОБЕЕ:  Купить полис ОСАГО Онлайн в Россоши. Узнать стоимость страховки ОСАГО. Цена ОСАГО в Россоши || ОСАГО в Россоши онлайн оформление калькулятор стоимости купить ОСАГО в Россоши

Затем необходимо схематично изобразить объекты, имеющие отношения к происшествию — светофор, трамвайные пути, остановки общественного транспорта, здания, столбы, выезды с прилегающих территорий, парковочные «карманы» и т. д.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Все объекты расшифровывайте в графе «Условные обозначения», чтобы при расшифровке рисунка не возникло путаницы. Каждому символу присваивайте порядковый номер. Автомобили, участвовавшие в ДТП, изображаются в виде прямоугольников, а в условных обозначениях указывается марка и номер.

При необходимости в схеме должны быть отражены результаты замеров — расстояние между машинами и стационарными объектами. Направление и траекторию движения участников аварии указывайте стрелками. В схеме обязательно следует обозначить следы ДТП.

Не забудьте включить в схему дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы, препятствующие движению, или объекты, ограничивающие обзорность водителю. Если схема заполняется на листе А4, на обратной стороне опишите видимые повреждения автомобилей.

Преимущества схемы ДТП

К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет.

Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?

Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса.

Инструкция

Рисовать схему можно на любом листе бумаги. Главное, чтобы он не был слишком маленьким либо уже содержал на себе какие данные с одной из сторон. Обычная шариковая ручка вполне подойдет.

  1. Масштаб. Для начала, определитесь с масштабом. Помните, что поправки вносить в документ будет нельзя, так что рисуйте, что называется, набело. Изобразите главный участок дороги, на котором произошла авария. Это поможет не ошибиться с масштабом.
  2. Автомобили. Изображать машины можно любым удобным вам способом. Можете позаимствовать прямоугольники, изображенные на образцовой схеме. Треугольники в углах, означающие передние фары, наглядно демонстрируют положение транспортных средств после ДТП.
  3. Расстояния. Нужно указать точные координаты автомобилей относительно дороги до и после столкновения. На схеме должно быть изображено конечное положение машин и следующие расстояния:
    • от передних колес до обочины;
    • от задних колес до обочины;
    • расстояние от каждого из автомобилей до некого выбранного вами неподвижного объекта. Им может быть дерево, фонарь или некий участок дороги;
    • место столкновения, а обломки и тормозной путь также необходимо привязать к неподвижному объекту и краям проезжей части.

План действий: первые шаги

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Что необходимо делать далее? Нужно разобраться со вторым участником ДТП. В частности, стоит проверить у него наличие полиса ОСАГО и КАСКО. Естественно, составить Европротокол так просто не получится, если второй участник ДТП не согласен с результатами аварии.

Максимальный ущерб, который полис ОСАГО сегодня может покрыть, составляет 400 тыс. рублей. И именно здесь начинаются все трудности. Провести собственный небольшой анализ повреждений не так уж и сложно.

Все стороны должны заполнить «Извещение об аварии». Должна быть нарисована и схема ДТП. По итогу все документы, в том числе и Европротокол, отправляются в страховую компанию виновного лица.

Какие детали должна содержать схема ДТП? Правила составления даны самой структурой ГИБДД. Согласно этим правилам, действует принцип «чем больше, тем лучше». Конечно же, не стоит впадать в творческое сумасшествие и рисовать практически все, на что можно бросить взгляд.

В схеме должен быть отражен основной ландшафт, а также то, что непосредственно имеет отношение к ДТП. Светофор, цвет, который горел на нем при ДТП, основные дорожные знаки, разметка, тип дороги и т. д.

Особенно точно необходимо зафиксировать положение автомобилей в момент столкновения. Сделать это можно при помощи стрелок, указателей или букв (как правило, буквой X обозначается место столкновения). Необходимо зарисовать тормозной путь и его возможную длину, имеющиеся обломки, а также всевозможные элементы, которые могли бы привести к ДТП (камушки, ветки, лужи и т. д.).

И опять стоит напомнить, что в случае разногласий с участником ДТП, даже самых минимальных, вызвать сотрудников ГИБДД необходимо обязательно.

Если аварию фиксирует полицейский, проблем быть не должно, т.к., методика составления схемы ДТП им знакома, инспектора обладают большим опытом в разрешении таких вопросов. Но сами водители ошибаются довольно часто.

Типичные ошибки:

  • неправильно определено место первого удара, за которым последовали остальные повреждения в ДТП;
  • противоречивое описание сигналов работы светофора (чтобы их устранить, привлекаются очевидцы в качестве свидетелей).

Есть еще один фактор, влияющий на корректность составления схемы ДТП, – умысел водителей. Они могут скрывать, какой маневр хотели совершить, чтобы их не признали виновными в ДТП, и перекладывают ответственность на другого. В такой ситуации составить правильную схему чрезвычайно сложно.

Подобные трудности возникают, если требуется оказать помощь пострадавшим в ДТП, особенно если один из водителей берет на себя обязанность по доставке раненых в медучреждение. Отсутствие одной из сторон на месте аварии может затруднить процесс разбора дела, но недостающие сведения обычно получают впоследствии от пострадавшего.

После улаживания документальных формальностей ДТП водитель должен обратиться в страховую компанию для экспертизы пострадавшего ТС, получения компенсации. Как уведомить страховую о ДТП по европротоколу:

  • сделать это нужно не позднее чем через 5 дней (рабочих) после аварии;
  • бланк европротокола передается страховщику в офисе страховой компании, при этом важно получить от принимающего лица расписку о получении, с печатью и датой;
  • если лично приехать не получается, можно направить документ по факсу, а оригинал – заказным письмом по почте, с уведомлением и описью вложения.

В чью страховую обращаться пострадавшему в ДТП? С августа 2014 г. он должен обратиться в свою страховую, а не к страховщику виновника, как это было раньше.

Форма заполнения схемы

Как составить схему ДТП таким образом, чтобы ни у кого не возникло нареканий? Вопрос непростой. Однако множество образцов таких схем уже давно есть, как в интернете, так и в бумажном виде в органах ГИБДД. Можно дать небольшую письменную характеристику оформления документа.

Внешнее оформление. Использовать лучше всего чистый лист бумаги А4 (отличный повод всегда держать его в машине), хотя подойдет и бланк извещения. Схема рисуется только ручкой, в противном случае страховая компания и вовсе откажется принимать лист.

Заголовок. В верхней части листа нужно разборчиво написать заглавие. Помимо этого, в извещении указывается о дополнении в виде схемы к основному протоколу.

Рисунок. Начинать нужно с окружающих объектов: деревьев, бордюров, полос движения и т. д. Помимо того, что это попросту удобнее, получится более точной и максимально приближенной к реальности сама схема ДТП (образец мы представили в статье выше).

Возможные проблемы со схемой ДТП

ДТП произошло, ущерб оценен, все документы оформлены, схема грамотно нарисована и отдана в страховую компанию. Казалось бы, никаких проблем возникнуть не должно. Все, что остается автолюбителю — это дождаться результатов деятельности страховщиков.

Первая ситуация — одна из сторон ДТП не удосужилась ознакомить со схемой аварии другую. Один из участников аварии попросту не знал о существовании схемы ДТП. Кто виноват? Ответить на этот вопрос становится еще более затруднительным.

Стоит отметить, что непредставление схемы другому лицу не является каким-то правонарушением. Однако стоит обратить внимание на другие моменты: например, если схема была составлена неправильно, то есть с явными нарушениями формы заполнения.

В этом случае добиться своего можно через суд. Вопрос о том, как оспорить схему ДТП, не так уж и прост; каждая аварийная ситуация очень индивидуальная, а потому требует глубокого рассмотрения юристами.

Вторая ситуация — требование страховой компании схемы ДТП, если в ГИБДД ее не выдали (речь о том случае, когда ее составляли сотрудники органов). В этом случае страховая компания явно тянет время, не предоставляя вовремя выплаты.

Весь пакет документов, предоставленный водителю из ГИБДД, организация должна принять без нареканий. Главное, чтобы сам водитель не потерял какие-то важные бумаги — в этом случае претензии страховщиков будут вполне обоснованы.

Как оформить?

Водители самостоятельно заполняют извещение о ДТП, прилагаемое к полису ОСАГО, в соответствии с прилагаемыми к нему правилами.

— отсутствуют пострадавшие или погибшие

— в ДТП участвовало только два транспортных средства

— вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий участников ДТП

— стоимость ремонта транспортного средства не превышает 50 тысяч рублей, а в случаях, когда у кого-либо из участников полис ОСАГО оформлен до 1 августа 2014 года сумма ремонта не должна превышать 25 тысяч рублей.

Внимание! Для Московского региона, Московской области, Петербурга, Ленинградской области

сумма ущерба по которому разрешено оформлять аварию без участия сотрудников Госавтоинспекции составляет 400 тыс. рублей. Правда если вы претендуете на максимальную выплату по ОСАГО в размере 400,000 рублей, ваша машина должна быть оборудована специальным спутниковым оборудованием, которое может максимально- достоверно зафиксировать место происшествия .

— визуально оценить стоимость ремонта транспортного средства

— согласовать со вторым участником ДТП обстоятельства аварии (должны отсутствовать разногласия в оценке причин и последствий ДТП)

— совместно, со вторым участником ДТП заполнить извещение о ДТП прилагаемое к полису ОСАГО

— после заполнения извещения о ДТП и его подписания обоими участниками ДТП убрать транспортные средства с проезжей части

— сообщить в страховые компании по телефонам, указанным в полисах ОСАГО о ДТП, чтобы зарегистрировать страховой случай

— в течении 5 дней передать заполненное и подписанное обоими участниками ДТП извещение о ДТП в страховую компанию

Само оформление в 2018 году может быть, как указывалось выше, не только сотрудниками, но и участниками самой аварии.

Схема ДТП - порядок и правила составления и оформления, бланк и образец

Письменная характеристика включает в себя заголовок, рисунок, контакты свидетелей.

Оформление должно быть, если не бланке европротокола, то на чистом ровном листе. Заполняется всё только ручкой, желательно без исправлений.

Бумага подписывается обеими сторонами с полной расшифровкой данных.

Независимо от того, кто составляет схему происшествия и заполняет необходимую информацию, все данные должны регистрироваться по общепринятым правилам. Так как малейшие ошибки и нарушения стандарта могут быть основанием для признания документа недействительным.

  • Указать название «Схема ДТП»;
  • Использовать следует бумагу формата А4, на ней можно крупным планом отобразить все нюансы аварии.
  • Следует зарисовать полный план местности, где произошло ДТП. Это и улицы, и номера домов, и расстановка дорожных знаков;
  • Указать те предупреждающие или запрещающие знаки, из-за несоблюдения которых произошло столкновение;
  • Обозначать всех участников дорожного движения простыми геометрическими фигурами и подписывать буквами в алфавитном порядке (машина «А», мотоцикл «Б» и т.д.); направление движения рисуют стрелочками, а место столкновения — крестиком «Х»;
  • Следует упомянуть на плане транспортные средства, которые в момент столкновения  находились или продолжают находиться на дороге;
  • Измерить длину тормозного пути и отметить её на рисунке;
  • Указать приблизительные размеры углов столкновения.

Внизу документа следует расшифровать все схематические обозначения (буквы, стрелки). В отдельных ситуациях в плане можно зафиксировать физическое состояние водителей. Если обе стороны согласны с изображением на схеме, они ставят подпись и свои имена под документом.

Рисунок 1 — Типичная схема ДТП

Чертеж, представленный на рисунке, довольно прост и не содержит множества уточняющих элементов. В некоторых случаях подробности и не нужны, важно отметить только направление движения транспортных средств и место столкновения.

Но к проработке таких рисунков можно прибегать, только если оба участника ДТП имеют единое мнение относительно виновника происшествия. Сотрудники ГИБДД в большинстве случаев отмечают на рисунках расстояния от объектов столкновения до близлежащих домов, зданий, прочих сооружений, а также других машин, деревьев и так далее. Кроме того, отмечают тормозной след, область с осколками стекла и осыпями грунта и другое.

Само оформление в 2019 году может быть, как указывалось выше, не только сотрудниками, но и участниками самой аварии.

Adblock detector