Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

С какого периода вступила в силу

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО была принята соответствующим Положением Банка РФ №432-П от 19.09.14 г. и вступила в законную силу 17.10.2014 г.

Именно с этого момента применение данной методики стало обязательным как для страховых компаний, так и для независимых экспертов.

Конечно, данный документ был принят сравнительно недавно, но по сути, он отражает методику, которая использовалась уже давно. Документ дал лишь данной методике обязательный характер.

Например, если возник спор между владельцем транспортного средства и сервисным центром, который осуществлял ремонт машины, то данная методика не является обязательной и несет лишь рекомендательный характер.

Конечно, условия данной методики можно указать в ходе судебного разбирательства, но она не является обязательной, и суд может ее не учесть.

На что влияет

Эта методика стала официально рабочей с 17.10.2014 года, и с этого момента она должна обязательно применяться при работе:

  • специалистов рынка страхования;
  • судебных экспертов;
  • оценщиков из независимых компаний.

На данный момент только с помощью нее рассчитывается определение ущерба, нанесенного транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия.  

Методика определяет следующие моменты при расчетах:

  • подход и алгоритм при определении масштабов и объемов повреждения;
  • и то по какому принципу следует назначать способы восстановительных операций.

Но, стоит сразу отметить, что данный алгоритм применяется в обязательном порядке, только если речь идет о взаимоотношениях между страховщиками и физическим лицом.

В методике указано, что стоимость запасных частей, и норму расчета количества потраченных на восстановление часов необходимо определять в соответствии с единой базой цен на сайте РСА.

Если речь идет о мотоциклах или автомобилей люкс класса, то тогда необходимо обратиться к справочнику цен. Именно там приведена подробная инструкция, как определить стоимость.  

Независимые исследования показали, что средние цены на запасные части автотранспорта расходятся со справочными данными из единой базы РСА. Чем меньше фактическая стоимость самого движущегося агрегата, тем меньше и разница в ценах.

К примеру, если машина эконом-класса, то погрешность будет около 25 %, а люкс класс дает расхождение по отдельным позициям до 300 %.

Износ автомобиля учитывается при расчёте выплат исходя из максимального предела 50%.

Если до применения единой методики машины, находящиеся на гарантии и попавшие в аварию могли рассчитывать на то, что запчасти обсчитают по ценам дилера, то сейчас такого права у них нет. Все автомобили обсчитывают в соответствии с общими нормами. Поэтому для гарантийных авто лучше приобретать полис КАСКО.

Что в себя включает

Единая методика- довольно обширный и большой документ, но желательно, чтобы с ней ознакомились все владельцы транспортных средств.

Методика содержит следующую информацию:

  • процесс установления повреждений и порядок определения их характера;
  • порядок изучения обстоятельств страхового случая;
  • порядок осуществления расчета суммы ущерба;
  • способы расчета остаточной стоимости транспортного средства до его повреждения и после повреждения;
  • порядок составления и утверждения справочников, которыми предусматривается стоимость запасных частей транспортных средств.

Единая методика также имеет различные приложения, которые являются ее неотъемлемой частью.

В приложениях можно найти следующую информацию:

  • порядок фотографирования места происшествия;
  • различные типовые определения и характеристики;
  • коэффициенты ,другие показатели и многое другое.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО –довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

После принятия данного документа значительно снизилось число судебных разбирательств, что свидетельствует об эффективности действия этой методики.

Структура единой методики расчета ущерба по ОСАГО

Единая система вычисления сумм к возмещению — это объемный документ, который состоит из 7 глав, являющихся основными и 10 приложений.

ПОДРОБЕЕ:  Льготы по ОСАГО для инвалидов 1,2,3 группы

Структура методики в виде таблицы выглядит так:

  1. Основные главы:
№№ Глава
1 Порядок определения характера повреждений.
 

2

Определение обстоятельств, приведших к ДТП.
3 Расчет расходов:
4 Расчет величины износа идущих под замену деталей.
5 Расчет стоимости пригодных остатков, если ТС полностью не подлежит восстановлению.
6 Определение данных из прайса автомобиля до появления полученных повреждений.
7 Утверждение справочников с учетом экономических регионов
  1. Приложения:
№№ Приложения
1 Про фотографирование объектов.
2 О типах характеристик и определениях повреждений.
3 Об объеме трудозатрат при определении геометрии кузова.
4 Об особенностях экономических регионов.
5 О коэффициентах, влияющих на износ. Дельта L и Т.
6 О коэффициентах, при обсчете особенно изношенных элементов.
7 О нулевом износе отдельных технических узлов.
8 Справочник по среднегодовым пробегам транспортных средств.
9 О временном понижающем коэффициенте К.
10 О техническом коэффициенте механических повреждений К.

При расчетах необходимо обращать внимание то, есть ли годные остатки при полном разрушении ТС.

Годными остатками принято считать элемент:

  • тот который раньше ремонту не подвергался;
  • комплектуется с восстановленными деталями.

Как применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Как говорилось уже выше, единая методика является обязательной для урегулирования правоотношений между страховой компанией и клиентом.

Это – довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Износ транспортного средства – один из показателей, который учитывается как во время страхования и оплаты страховой выплаты, так и во время ДТП для определения размера ущерба.

При этом расчет износа осуществляется на дату ДТП, а не на дату произведения оценки причиненного ущерба. Также необходимо знать о том, что расчет осуществляется только для тех запчастей, которые подлежат замене.

Кроме того расчет износа осуществляется только для запчастей, а для материалов, используемых во время ремонта, данный расчет не выполняется.

Но законодательство предусматривает некоторые исключения, при которых расчет износа не осуществляется.

К числу подобных исключений можно отнести подушки безопасности, а также другие комплектующие, при неисправности которых транспортное средство не может быть эксплуатировано.

Для автомобильных шин учитываются такие характеристики, как высота рисунка протектора, срок использования шин и т.д.

И_ки=100×(〖1-е〗^((∆_t×T_ки ∆_L L_ки))),

Ики износ какой-либо детали
Е составляет 2.72
Δт показатель процента влияния на износ какого-либо изделия
Тки длительность непрерывного использования детали
Δl износа детали с учетом пробега автомобиля
Lки пробег автомобиля

Коэффициенты

В тексте методики приведено довольно большое количество коэффициентов, которые необходимы для произведения расчета размера ущерба, причиненного транспортному средству.

В качестве коэффициентов, которые имеют наиболее важное значение можно упомянуть следующие:

  • ΔL и ΔT – эти коэффициенты дают возможность рассчитать величину влияния на износ транспортного средства и срок его использования;
  • в 6-ом приложении указываются коэффициенты , которые дают возможность определить размер дополнительного износа на различные детали и комплектующие транспортного средства;
  • в 9-ом приложении указывается коэффициент Кв¸ который дает возможность определить срок использования транспортного средства на дату его повреждения.

Это – далеко не все коэффициенты, которые предусматриваются в Методике: их на самом деле очень много.

Расчет износа

Единая методика ОСАГО также предусматривает порядок осуществления расчета износа и ущерба.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Чтобы определить размер вреда, причиненного транспортному средству, используются следующие показатели:

  • расходы, которые нужны для осуществления ремонта поврежденных частей транспортного средства;
  • материалы, которые нужны для полного ремонта поврежденного транспортного средства;
  • расходы, необходимые для приобретения поврежденных запасных частей;
  • дополнительные расходы, необходимые для ремонта транспортного средства.
ПОДРОБЕЕ:  Полис ОСАГО онлайн в компании ВСК

Сумма, которая необходимо для полного восстановления поврежденного транспортного средства, складывается из суммы вышеуказанных показателей.

При этом в соответствии с правилами методики полученную сумму необходимо округлить до сотен рублей.

Другие

Существуют и другие показатели и коэффициенты, которые влияют на размер денежной суммы, подлежащей выплаты владельцу транспортного средства. К числу подобных показателей можно отнести КоАП.

Данный показатель дает возможность принять во внимание все механические повреждения транспортного средства. Данный показатель приведен в 10-ом приложении Методики.

В единой базе указана средняя стоимость тех или иных запасных частей для отдельных регионов страны.

Но необходимо знать о том, что единая база цен не содержит информацию о всех запчастей для всех транспортных средств.

В частности, здесь можно найти стоимость запасных частей и комплектаций тех транспортных средств, которые были выпущены после 2002 года.

Кроме того в единой базе цен невозможно найти информацию о стоимости запасных частей мотоциклов и автомобилей премиум класса.

Как происходит расчет

Страховая сумма доступная к выплате за ущерб, нанесенный ТС, устанавливается при учете следующих факторов:

  1. Степень изношенности деталей и элементов. В ходе работ по ремонту и замене или восстановлению запасных частей вычитается стоимость % износа.
  2. Учитывается расположение региона в экономической зоне.
  3. Временной отрезок, когда случился ущерб вследствие ДТП.
  4. Учитывается также причина образования тех или иных повреждений.
  5. Многое зависит от марки ТС.

С помощью online-калькулятора можно посчитать примерную сумму к выплате, но все равно последнее слово останется за выводами в оценочном акте независимой экспертизы.

Изменения

Единая методика ОСАГО была разработана для определения размера стоимости ущерба, который был причинен транспортному средству.

РСА разработал ряд поправок, которые должны быть внесены в единую методику. Намечалось, что данные изменения будут внесены в 2019 году, но до сегодняшнего дня пока что нет каких-либо изменений, и единая методика действует без каких-либо изменений. Наверное, поправки будут внесены в следующем году.

Полезные советы

Для того чтобы сумма к возмещению была полной должна быть соблюдена правильная процедура оформления ДТП.

В интересах водителя проверить правдивость отражённых данных:

  1. Стоит проверить правильно ли записаны данные в протокол.
  2. Необходимо перепроверить правильность данных о других участниках ДТП.
  3. Должны быть перечислены подробно все повреждения, нанесенные автомобилю.
  4. Протокол должен быть заполнен полностью. Не стоит подписывать незаполненный документ или документ с пропуском в строках.
  5. Схема ДТП должна реально отражать обстановку, возникшую после инцидента. Здесь важно все:
    • светофоры;
    • положение автомобилей;
    • разметка на дороге;
    • знаки.

Стоит помнить, что на решение о выплате и размере компенсации может повлиять очень много деталей.

Поэтому необходимо проверить есть ли следующие заметки в протоколе аварии:

  • находилась ли его машина в исправном техническом состоянии на момент ДТП;
  • каково было состояние дорожного покрытия, так как наличие глубоких ям и выбоин может помочь в привлечении к ответственности службы которые следят за состоянием дорог;
  • дорожная инспекция тоже может разделить часть вины, так как ответственность за ДТП перейдет к ним в случае, если не работали светофоры или была не видна разметка;
  • погодные условия тоже важны. Есть некоторые факторы, которые влияют на видимость и процесс торможения;
  • также, должно быть, описание тормозного пути;
  • особенно следует уделить внимание тому факту если один из виновников не хочет проходить медицинское обследование на предмет наличия алкоголя в крови.
ПОДРОБЕЕ:  Полис ОСАГО в Кондопоге как оформить в 2019 году: онлайн инструкция куда обращаться калькулятор документы стоимость

Эти моменты зачастую помогают определить истинного виновника, и вся ответственность тогда перейдет к тому кто действительно виноват в ДТП.

Важно также помнить, что все документы должны быть сданы в страховую компанию в течение 15 дней и состоять из следующего перечня:

  • заполненное заявление на выплату страховую;
  • извещение об аварии;
  • протокол, составленный на месте ДТП;
  • постановление, в котором говорится о том, что отказано в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • квитанция;
  • справка об аварии из органов ГИБДД;
  • общегражданский паспорт водителя;
  • ПТС и свидетельство о ТС;
  • водительское удостоверение;
  • отчет независимой экспертизы об оценке ущерба (если проводилась);
  • платежка, свидетельствующая об эвакуации с места происшествия и хранении авто;
  • реквизиты расчетного счета куда можно перечислить выплату.

Важно помнить, что владелец вправе не согласиться с выводами страховой компании о сумме ремонта и привлечь в качестве эксперта специалиста из экспертного бюро.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Но для того чтобы не возникло споров, владелец ТС должен произвести следующие действия:

  1. Обратится за независимой экспертизой.
  2. Согласовать время и место осмотра ТС.
  3. Обязательно уведомить страховщиков о времени и дате проведения осмотра. А также стоит попросить эксперта, в свою очередь тоже уведомить страховую компанию о том, что проводиться независимая оценка.

Обязательно стоит зафиксировать номер письменного приглашения, чтобы впоследствии у представителей страховщиков не было возможности сообщить, что они не были уведомлены о том, что проводиться дополнительное обследование.

Автовладелец должен помнить, что процедура возмещения ущерба – это сложный процесс, и без активного участия выгодополучателя эта процедура может быть долгой и не иметь истинного отражения сути дела, с финансовой точки зрения.

Обжалование

Конечно, единая методика ОСАГО была принята для создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству, но многие владельцы транспортных средств все же остались недовольными.

Именно в подобной ситуации возникает вопрос, о том как происходит оспаривание единой методики ОСАГО.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это – нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Соответственно, как законодательный акт он подлежит обязательному исполнению.

Но все же обжалование методики возможно. Седлать это можно только для определения соответствия ее конкретных норм Конституции РФ.

При этом в этом случае не применяются лишь те нормы, которые были признаны несоответствующими действующей Конституции.

Остальная же часть единой методики сохранит свою правовую силу и будет использоваться также в дальнейшем.

Соответственно, обжалование единой методики ОСАГО – не самое легкое дело. Для этого потребуются специальные знания, а также опыт работы в сфере страхования.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что разработка единой методики по ОСАГО преследовала цель создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству.

Благодаря наличию подобных правил была создана единая практика разрешения споров и выплаты денежных компенсаций, что в свою очередь снизило количество судебных разбирательств.

Но не все проблемы получили свое четкое разрешение, и на практике возникают различные затруднения даже при использовании единой методики. Конечно, соответствующие органы ведут активную работу для устранения подобных проблем и затруднений.

Adblock detector