Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТП

Закон

Этот вид защиты регулируется и координируется отдельно изданным законом «Об ОСАГО» №40-ФЗ от 25.04.02 г. (далее – Закон), который проходил множество редакций и изменений и сейчас используется в действующей последней редакции.

Кроме закона, есть еще и отдельные правовые акты, которые направлены на то, чтобы регулировать Правила ОСАГО. К таким актам относится последнее Положение Банка России № 431-П от 19.09.14 г., которое в Минюсте РФ зарегистрировано под № 34204 от 01.10.14 г.

Однако и это Положение менялось, и последний раз его редакция проводилась 14.11.16 г. путем издания Указания Банка России N 4192-У от 14.11.2016.

Новшества были введены касательно процедуры оформления полиса в электронном виде, осуществления выплат по страховке, а также по выбору клиента, ремонтировать ли машины или получить страховку деньгами.

Структура методики

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.

ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.

Какая может быть максимальная выплата по ОСАГО

Каждый автомобилист уверен, что страховка по полису ОСАГО должна покрывать весь ущерб целиком, причиненный имуществу – автомобилю в автодорожной аварии.

Тем не менее, здесь имеются свои нюансы, которые могут сказываться на размере выплат. Так, на сегодня страхователем может выбираться по ОСАГО выплата или ремонт будет по возмещению.

Однако из-за учетного износа деталей, не всегда получается этой суммой покрыть весь процесс ремонта машины, и тогда автовладельцу приходится доплачивать из своих собственных средств.

После рассмотрения законопроекта, поданного в Госдуму РФ и принятого в первом чтении в декабре, уже установлено, что с 1 января 2019 года все страховые компании обязаны будут предоставлять страхователям ремонт автомобиля без права выплаты денежных средств по имущественному ущербу.

Но это при условии, если страховщик полностью покроет весь ремонт автомобиля и уложится в лимит, установленный законодательно.

В ст. 12 Закона определены максимальные суммы выплат, какие только может назначать страховщик по страховому случаю с применением полиса ОСАГО.

За ущерб, причиненный имуществу пострадавшей стороны – автотранспортному средству 400 000 руб.
Максимальная сумма для оплаты ремонта авто за счет страховой компании 400 000 руб.
За вред, причиненный аварией здоровью потерпевшей стороны 500 000 руб.
За незначительный ущерб при столкновении, оформленный по Европротоколу, через извещение о ДТП 50 000 руб.
ПОДРОБЕЕ:  Купить полис ОСАГО Онлайн в Уфе. Узнать стоимость страховки ОСАГО. Цена ОСАГО в Уфе

Следует отметить, что не во всех случаях страховщиками будет определена выплата пострадавшему именно в максимальной ее величине.

Во многом на размер выплат повлияет заключение оценочной экспертизы, которое выносится экспертным оценщиком после осмотра машины на предмет оценки ее повреждений после аварии.

Поэтому все выплаты, их максимальные суммы, будут начисляться страховой компанией строго в соответствии со степенью ущерба, причиненного из-за ДТП.

Но для этого понадобиться обращаться в суд, а сначала, нужно в предварительном порядке направить на адрес виновника досудебную претензию-требование.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

На сегодня, в связи с последними изменениями, произошедшими в законе «Об ОСАГО» в 2019 году, прежде чем получить страховые выплаты по полису ОСАГО, страхователю необходимо следовать некоторым очень важным правилам.

Каждый потерпевший в ДТП, имеющий полис ОСАГО, принимает во внимание следующие нюансы:

  1. Теперь можно уже обращаться сразу к своему страховщику, а не к страховщику виновника в ДТП.
  2. Обязательно отдавать на осмотр побитую машину именно экспертному оценщику, предоставленному страховой компанией.
  3. После того, как страхователь сдает заявление на получение страховки, стразовая компания обязана рассмотреть заявку, удовлетворить ее и выписать акт о случившемся.
  4. Выбирать, в какой СТОА ремонтировать свою машину, теперь клиент не вправе, если он собирается воспользоваться таким ремонтом за счет страховой компании.

Компания сама определяет, в какой автосервис выписывать направление на ремонт побитой машины клиента.

Уведомить о наступлении страхового случая по телефону нужно в течение суток после случившегося
Успеть подать заявление в течение 3-5 суток
Окончательно весь пакет документов, прилагающийся к заявлению нужно успеть собрать за 15 суток после наступления ДТП
Предоставленный на осмотр автомобиль должен быть проверен экспертами в течение 5 суток, не позднее
Страховая компания обязана произвести полный расчет с клиентом и выплатить все причитающиеся суммы в течение 20 дней

Однако если он намерен добиться того, чтобы заключение независимой экспертизы было принято и одобрено страховой фирмой, то тогда ему придется сначала согласовать такой вариант развития событий со своей страховой компанией.

И только лишь получив от нее одобрение, есть смысл воспользоваться услугами независимого эксперта, отчет которого будет принят компанией.

Все суммы страховки компания обязана выплачивать без задержек, иначе судом определена будет неустойка в размере 1% от суммы просроченной страховки за каждый день задержки.

Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА. Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Как получить

Чтобы получить выплату без всяких препятствий, нужно знать заранее, какой алгоритм действий при этом нужно пройти.

Все действия после ДТП, получение выплаты по ОСАГО должно начинаться со своевременного уведомления страховщика. Можно звонить сразу же своему страховщику, у которого покупался полис ОСАГО.

Однако официальным уведомлением о наступлении страхового случая будет считаться все же заявление, поданное в письменной форме. К заявлению следует приложить все необходимые документы и успеть подать их в срок.

Заявление

Типового бланка заявления о выплате страховки после ДТП по полису ОСАГО не существует. Этот документ можно составлять в произвольной форме.

Но все же есть некоторый шаблон, на который опираются все правовики и автоюристы, когда составляют такое заявление.

В целом в документе должны обязательно содержаться следующие пункты:

  1. В шапке документа должно быть – фамилия и имя руководителя страховой компании, фамилия и имя заявителя – потерпевшего в ДТП, его паспортные данные, адрес проживания и контактный телефон.
  2. В первом абзаце описывается кратко произошедший случай и имена сторон-участников в аварии.
  3. Далее, указывается дата и место ДТП, а также документы о происшествии, заполненные сотрудниками дорожной полиции.
  4. Потом следует указать статьи законов, на которые опирается заявитель, с привязкой к случившемуся.
  5. Затем указывается общая сумма ущерба по данным экспертной оценки.
  6. Потом нужно написать перечень тех расходов, которые потерпевший уже понес при оформлении ДТП.
  7. Последней строчкой следует указать общую сумму, желательную к выплате по мнению заявителя.
  8. Указать, что все нужные документ будут приложены к заявлению.
  9. Указать реквизиты банковского или карточного счета, куда компания должна перечислить сумму страховки.
  10. Внизу перечень тех документов, которые будут прилагаться.
  11. Подпись заявителя и ее расшифровка (прописать фамилию и инициалы) и дата.
  12. Строчка, где подпись и входящий номер и дату должен поставить сотрудник страховой компании, принявший такое заявление.

Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТП

Такой документ следует составить в 2-х экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю после того, как заявление пройдет канцелярскую процедуру принятия документ входящим.

ОСАГО существует для одной-единственной цели – защитить виновника ДТП при наступлении страхового случая и возместить ущерб за него потерпевшему. Но если таким потерпевшим оказались Вы, то в 2018 году есть ещё целый ряд выплат и компенсаций в натуральном виде, которые Вы можете получить по ОСАГО после ДТП. Что это за выплаты и как их получать, давайте разбираться!

Итак, приводим список видов возмещения ущерба после ДТП со ссылками на действующее на 2018 год законодательство.

  • Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
  • сколько: не более 400 000 при оформлении ДТП с сотрудниками полиции и не более 50 000, если авария оформлялась по европротоколу,
  • в каких случаях: всегда, когда нанесён вред имуществу,
  • как получить выплату после ДТП: подать правильный набор документов о страховом случае.

Или ремонт. Увы, но на сегодняшний день, за исключением исключений, которые перечислены в нашей статье о том, как получить выплату вместо ремонта, страховая компания по ОСАГО сама выбирает, как именно компенсировать причинённый Вам ущерб после ДТП.

Итак, сам принцип ОСАГО состоит в том, что автолюбитель платит страховую премию (стоимость полиса страховки), а при страховом случае – вред, причинённый им, возмещает страховая компания, которой он и оплатил эту премию.

Есть ряд тонкостей получения выплаты после аварии, и вот какие они:

  1. максимальная сумма выплаты на 2018 год составляет 400 тысяч рублей; если в ДТП участвовало несколько автомобилей, а виноват только один водитель, то каждый потерпевший может рассчитывать на эту сумму (она не делится между потерпевшими поровну); но если авария оформлялась по европротоколу, то на сегодняшний день Вам выплатят не больше 50 000 рублей;
  2. нередко страховая по ОСАГО занижает сумму ущерба или вовсе отказывает в выплате, поэтому приходится возмещать недостающую на ремонт сумму через суд; у нас есть отдельная статья о том, что делать при отказе в страховом случае;
  3. калькуляция возмещения вреда происходит с учётом износа деталей и компонентов автомобиля, поэтому суммы выплаты может не хватить на фактический ремонт машины, но недостающую сумму можно компенсировать напрямую с виновника (об этом ниже);
  4. её можно получить только если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована: у него действующий полис ОСАГО, он не просрочен и не поддельный.

Таким образом, выплата после ДТП за причинённый ущерб – это основное, что можно получить по ОСАГО. Более того, многие из нижеперечисленных дополнительных «бонусов» базируются именно на сумме за ущерб имуществу и выражаются в процентах от него.

  • Основание: Постановление Пленума ВС №58 от 27.06.2013, п.

    41,

  • сколько: по специальному расчёту УТС, обычно около 7-11% от суммы ущерба,
  • в каких случаях: если автомобиль не старше 5 лет, его износ не более 40%, и если на повреждённые детали ранее уже не выплачивалась УТС по ОСАГО,
  • как получить выплату после ДТП: в заявлении при подаче документов в страховую указать требование возместить УТС.

Здесь всё просто! Если автомобиль повреждён, то даже после его восстановительного ремонта он потеряет в своей товарной стоимости. Соответственно, потерпевший остаётся «в минусе». Поэтому Верховный суд разъяснил, что потерпевшим не может быть отказано в возмещении утери товарной цены машины, если его возраст не старше 5 лет, а общий износ составляет не более 40% (расчёт износа будет в этом случае соответствовать калькуляции основной выплаты).

Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТП

Будьте внимательны! По умолчанию страховая в полной мере исполнит свои обязательства, не выплатив УТС, если в заявлении Вы напрямую не укажете это. Поэтому требование о выплате УТС нужно прописывать в заявлении при подаче пакета документов по ОСАГО.

Более того, эту компенсацию можно получить в том числе и в страховых случаях, когда страховая компания направляет Вас на ремонт. Тогда УТС Вам выплачивают деньгами.

  • Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
  • сколько: в полной мере фактически понесённые Вами расходы (но в пределах всё той же максимальной выплаты по ОСАГО),
  • в каких случаях: всегда, когда расходы были обоснованы и не было альтернативы не нести их,
  • как получить выплату после ДТП: указать в заявлении понесённые расходы и приложить оригиналы чеков.

Очевидно, что, если по автогражданке производится возмещение вреда, то это касается не только непосредственно вреда автомобилю. И не менее очевидно, что такой вред или дополнительные расходы должны быть прибавлены к основной выплате, чтобы компенсировать весь ущерб.

Сюда можно отнести большой ряд видов понесённых Вами расходов из-за ДТП. К наиболее распространённым относятся:

  • услуги эвакуатора, если машина была не на ходу,
  • испорченные в результате аварии другие вещи (багаж, одежда водителя/пассажиров и т.п.), которые не относятся к автомобилю,
  • проведение экспертизы, если страховая согласовала с Вами, что Вы проводите её самостоятельно,
  • оплата платной стоянки, если это было обосновано (объективно нельзя было поместить автомобиль на бесплатную стоянку),
  • и множество других расходов, которые стали следствием исключительно случившегося ДТП.

Выше мы рассмотрели вполне стандартную ситуацию по ОСАГО, когда Вы обращаетесь в страховую с определёнными требованиями, и она их удовлетворяет. А вот если страховщик отказывает в удовлетворении таких требований или исполняет их не полностью, то тогда Вам могут быть положены дополнительные выплаты ко всем вышеперечисленным. Но при определённых условиях.

ПОДРОБЕЕ:  Проверить полис ОСАГО на подлинность онлайн

Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТП

Дело здесь в законодательстве 2018 года о защите прав потребителей и Гражданском кодексе, которые предусматривают дополнительные «бонусы», именно поэтому дела по страховым компаниям так любят автоюристы и даже выкупают их у потерпевших в ДТП.

Итак, что это за «бонусы»?

  • Основание: статья 12, пункт 21 ФЗ «Об ОСАГО»,
  • сколько: 1% от суммы выплаты ущерба за каждый день просрочки,
  • в каких случаях: если просрочка имела место,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

По правилам у страховой компании есть 20 дней после подачи полного пакета документов на выплату возмещения ущерба либо направление на ремонт. После истечения этого срока начинается просрочка.

То есть, фактически неустойку можно получить по истечении 20 дней во всех 3 ситуациях:

  1. отказ в выплате – тогда 1% начисляется с 21 дня от подачи документов и до подачи иска в суд или досудебной претензии,
  2. просрочка выплаты – истребуется с 21 дня и до факта удовлетворения возмещения (обычно сумма получается небольшая),
  3. недостаточная сумма выплаты – тогда считается разница между фактической суммой ущерба и того, что оплатила страховая компания, и уже с разницы высчитывается 1% за каждый день с 21 дня.

Здесь достаточно много тонкостей, начиная с простого наличия доказательства о том, что документы Вы подали, и отсчёт срока для выплаты вообще начался и заканчивая уменьшением неустойки. Все их Вы можете рассмотреть в нашей статье о ситуациях, когда страховая отказывает в выплате.

Но случай уменьшения суммы неустойки мы рассмотрим отдельно. Дело здесь в соответствующей статье со счастливым (безусловно, счастливым для страховой) числом 333 Гражданского кодекса. Она разрешает судье уменьшать сумму выплаты неустойки почти во всех спорах по ОСАГО после ДТП.

Моральный вред

  • Основание: статья 151 ГК РФ,
  • сколько: символическая сумма (обычно от 1 000 до 10 000 рублей),
  • в каких случаях: если Вы докажете наличие моральных страданий,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

Моральный вред – очень спорный вопрос в любых судах. Дело здесь в том, что судебная практика 2018 года очень строго оценивает причинённые Вам в результате несвоевременной выплаты, отказа страховой или недостаточной выплаты моральные страдания и чаще всего уменьшает сумму в разы. Обычно такие суммы варьируются от тысячи до 10 тысяч рублей.

Как оценить нанесенный авто ущерб после аварии?

Любое происшествие на дороге – это неприятно и дорого, ведь в каждом ДТП всегда есть вероятность ущерба, в той или иной степени. Для того, чтобы он был возмещен страховой компанией, необходимо знать точную сумму ущерба.

На сегодняшний день существует несколько способов посчитать на какую сумму нужно будет потратиться, чтобы пострадавший в аварии автомобиль снова был на ходу и выглядел на все 100%.

Сложности расчета

ЭЛЕКТРОННОЕ ОСАГО

  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО

Тип автомобиля

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы 16 мест
  • Грузовые авто 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи

Водители

  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв

Марка автомобиля Модель автомобиля Начать расчет ОСАГОКАСКО

Моментальный расчет и сравнение цен

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

На сегодняшний день разработана единая система оценки, которой пользуются и страховые компании, и аварийные комиссары, а также независимые автоэксперты, имеющие лицензию на данные услуги для пострадавших в ДТП.

Такая инициатива, автором которой является РСА (Российский Союз Автостраховщиков), была поддержана и на законодательном уровне, после внесения изменений в ФЗ «Об ОСАГО».

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто.
    Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа.
    Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать.
    К этим элементам относятся:
    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТП

Для того, чтобы не было расхождений в стоимости ремонта, цены на запчасти занесены в единый справочник, там же будут расценки на работы. Цены в справочниках актуальны и обновляются раз в полгода.

К сожалению, некоторых деталей в справочнике нет, в этих случаях стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться вручную. Здесь не будет применяться формула, а определение стоимости будет рассчитано по средней планке на основании ценовых предложений у дилеров автомобилей.

Данный документ снимает огромное количество споров и недоразумений у клиентов страховых компаний, а также позволяет экономить хорошие суммы для пострадавших на судебные иски.

Для того, чтобы оценить ущерб авто после ДТП и получить полную сумму компенсации от вашего страховщика, проводится процедура экспертизы транспортного средства. Как правило, страховые компании предлагают для этого свои СТО, с которыми они сотрудничают на партнерских условиях, однако, намного надежнее делать сразу оценку у независимого эксперта.

Выбирать необходимо компанию, которая есть в реестре аккредитованных независимых экспертов и ни в коем случае не полагаться на мнение фирм-однодневок, которые пишут отчеты и пропадают вместе с вашими деньгами.

Отчет, в котором стоимость ущерба автомобиля после ДТП, предоставленный независимым экспертом в страховую компанию, считается наиболее адекватным документом, на основании которого будет определяться сумма выплаты. Она может проводиться с учетом износа и без оного, в зависимости от того, какой у вас полис ОСАГО.

Данная процедура, позволяющая оценить повреждения автомобиля, которые произошли в результате ДТП, должна проводиться согласно действующего законодательства и нормативных актов до начала любого рода ремонтных работ.

Для того, чтобы эксперту не пришлось нервничать и ждать, авто можно подготовить заблаговременно для того, чтобы оценить его ущерб.

Какие требования должны быть выполнены?

  • машина должна быть чистой, что позволяет выявить дефекты всех её частей;
  • капот и задняя дверь (крышка багажника) должны открываться, а при невозможности этот момент стоит согласовать со специалистом до проведения экспертизы;
  • в багажном отсеке должно быть пусто, если он имеет повреждения;

Процедура происходит так:

  1. Обращаемся в организацию, которая будет проводить оценку. Специалисты должны быть зарегистрированы в союзе оценщиков и иметь аккредитацию на свои услуги.
  2. Согласуем с независимой экспертизой дату, место и время процедуры, где будет производиться оценка авто после дорожно-транспортного происшествия.
  3. В данном мероприятии, как правило, есть другие заинтересованные лица, а именно: виновник инцидента, страховой агент, работники ГИБДД. Всех их следует пригласить посредством телеграммы с уведомлением о вручении. Заказчик независимой экспертизы самостоятельно отправляет телеграмму с уведомлением, и получает на руки копии телеграмм с телеграфа с мокрой печатью. Сроки отправления телеграммы: если второй участник ДТП проживает в одном городе с вами, то телеграмма отправляется за 3 дня до мероприятия по оценке ущерба, а если иногородний – то до 6 рабочих дней.
  4. Экспертиза будет начата в любом случае, если организатор оценки авто предоставит специалистам и страховщикам копии телеграмм (подтвердит отправку приглашения).
  5. Предоставляем документы о регистрации автомобиля, документы о повреждениях, и, само собой, транспортное средство на осмотр. После чего оценивается состояние ТС согласно всем установленным нормативам, актам и формулам рассчета.
  6. После того, как оценка будет завершена, все данные будут занесены в акт. Организатор должен ознакомиться с ними и подписать, если никаких дополнительных замечаний не выявлено.
  7. Далее, оценочная фирма на основании подписанного акта может посчитать размер повреждений автомобиля, которые подлежат возмещению.

Стоит отметить, что стоимость независимой экспертизы, в том числе и отправка телеграмм должна быть также компенсирована страховой компанией виновника дорожного инцидента.

На сегодняшний день, всемирная паутина предоставляет массу возможностей для проверки той или иной информации, достаточно только всерьез подойти к данному вопросу. Никто не говорит, что независимая экспертиза может быть ошибочна, но всегда есть возможность узнать все ли правильно сделал эксперт, и ущерб рассчитан с учетом износа, или же без него?

На сайтах независимых экспертов существуют сервисы, которые позволяют рассчитать стоимость автомобиля после ДТП с учетом износа и без него. Для этого достаточно ввести год выпуска и пробег в существующую форму и получить данные.

После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.

ОСАГО предполагает страхование ответственности владельца автомобиля перед другими участниками дорожного движения. Ответственность водителя может наступить, когда он стал виновником ДТП и причинил вред здоровью людей или ущерб чужим транспортным средствам.

Выплаты по ОСАГО при ДТП

Справка! Если в аварии пострадал виновный водитель или его имущество, то выплаты можно получить только по добровольному страхованию автомобиля – КАСКО.

ПОДРОБЕЕ:  Транзитный осаго

Возмещение потерпевшему полагаются на следующие цели:

  • Как рассчитать выплаты по ОСАГО при ДТПремонт автомобиля;
  • покупка новой машины, если она не может быть восстановлена;
  • оплата услуг эвакуатора;
  • лечение;
  • погребение;
  • возмещение упущенного заработка из-за невозможности выполнять обязанности;
  • санаторно-курортное лечение;
  • компенсация за получение инвалидности;
  • оплата стоимости доставки потерпевшего в больницу.

В стандартной ситуации страховое возмещение в пользу пострадавшего владельца автомобиля выплачивает страховая компания виновника. Однако существует три исключения из данного правила.

Возможные причины отказа

Случаются такие ситуации, когда внезапно страховая компания отказывает в выплате страхователю, без указания причин.

Здесь может быть либо нарушения своих обязательств страховщиком, либо иные причины, которые по закону признаются уважительными.

Возможные причины отказа могут образоваться по следующим веским причинам:

  1. Страхователь не соблюдал сроки подачи заявления и других документов. Пакет бумаг был подан позже 15 суток по прошествии самого ДТП.
  2. Пакет документов был собран не полностью.
  3. В документах найдены несоответствия, ошибки и возникло подозрение в их фальшивости или же недостоверности предоставленной клиентом информации.
  4. Отказ водителя предоставлять автомобиль на осмотр экспертному оценщику, действующему от имени страховой компании.
  5. Выявлено, что заявитель оказался виновником ДТП.
  6. Доказательства наличия схемы мошенничества при оформлении ДТП со сговором сотрудника дорожной полиции или иной схемы.
  7. Просроченные документы – полис, водительские права и прочее.
  8. Повреждения в авто были сделаны раньше и искусственно, а не в момент аварии.
  9. Несоответствие случившегося с условиями страхового соглашения.
  10. Нарушения условий соглашения.

Это может быть командировка (командировочное удостоверение), нахождение на лечении после аварии (выписка из госпиталя) или иная причина.

Если страховая компания отказала незаконно в выплате страховки по полису ОСАГО, то тогда потерпевший имеет полное право жаловаться на ее неправомочные действия.

Сначала нужно подать жалобу в Общество защиты прав потребителей, там рассмотрят жалобу и по ее удовлетворении, назначать штраф страховой компании в размере 50% от суммы страховки, которую компания обязана выплатить своему клиенту.

Такой штраф выписывается из-за нарушенных потребительских прав со стороны страховщика и устанавливается строго по решению суда.

Но кроме этого, еще можно поправить ситуацию, чтобы страховая организация смогла пересмотреть свой отказ.

Если были просрочены сроки, то можно подтвердить свою просрочку какими-то документами, которые могут доказать, что обстоятельства были непреодолимой силы, по которым он не смог вовремя уведомить или подать заявление.

Доказать подлинность повреждений в авто, которые возникли по причине аварии, а не по самовольной афере, можно при помощи независимой экспертной оценки. Но обязательно нужно согласовать такую процедуру со страховщиком.

Согласно ФЗ-№40, если выплаты от СК будут просрочены, то пеня составит 1% от размера компенсации за каждый день. Если будет задерживаться решение об отказе от выплаты, то за каждый день начисляется пеня в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В том случае, если СК по необоснованным причинам приняла решение уменьшить сумму страхового возмещения, то по отношению к ней будут применены санкции в виде штрафа, составляющего 50% от всей суммы компенсации.

Итак, выплаты по ОСАГО – большая помощь пострадавшим в ДТП, однако компенсация в любом случае будет меньше, чем нанесённый урон. А если посчитать ещё моральный ущерб, то это, конечно, мизерное возмещение. Так что совет один: делать всё, чтобы избежать аварии на дороге.

Установление размера выплат — основная формула

Согласно последним изменениям в законодательстве об обязательной автогражданке, суммы страховых покрытий существенно выросли. Страховое возмещение за повреждение автомобиля сегодня составляет 400 000 рублей, а за нанесение ущерба жизни и здоровью – 500 000 рублей (№ 223-ФЗ от 21.07 14 г.).

Цифры достаточно внушительные и указывают на максимальный размер выплат. Для получения цифрового показателя компенсации учитываются множество факторов, таких, например, как:

  • износ машины;
  • характер повреждений;
  • рыночная стоимость и пр.

Согласно ч. 21 ст. 12 ФЗ-№ 40, выплаты производятся в рамках 20 рабочих дней со дня рассмотрения заявления страховщиком.

Важно! Ранее страхователь мог выбрать между получением денежной компенсации за повреждение автомобиля и проведением ремонтных работ. Однако с мая этого года в закон внесены поправки, согласно которым приоритет отдаётся натуральному возмещению (ФЗ-№ 49 от 28.03.2017 г.).

Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР СМ СД.
  • РК — это общий размер компенсации.
  • СР — это стоимость ремонта.
  • СМ — это стоимость материалов.
  • СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.

Взыскание

Когда страховщик намеренно уходит от уплаты причитающейся суммы страховки, то тогда надо проделать следующие шаги взыскания:

  1. Подать незамедлительно претензию на имя руководителя страховой компании. Подается в 2-х экземплярах, один выдается клиенту-просителю.
  2. При игнорировании претензии – подать жалобу в Общество защиты прав потребителей, РСА или, в последнюю очередь, в Банк России.
  3. Подать иск в судебную инстанцию по месту своего проживания.
  4. К иску нужно приложить все документы по ДТП, а также акт о страховом случае, заключения экспертных оценок, копию заявления, копию претензии и реквизиты счета.
  5. Следует также временно не ремонтировать машину, пока не будет вынесено решение суда потому, что машину будут проверять еще и судебные экспертные оценщики.

На самотек пускать все дело было бы безрассудно и невыгодно. Тем более, что сегодня судопроизводство в большинстве случаев стоит на стороне страхователей – клиентов страховых организаций.

Во многом страховым компаниям даже невыгодно доводить дело до судебных разбирательств.

Ведь придется по решению суда помимо страховой суммы платить еще и 1% неустойки, причем за каждый день просрочки, потом – 0,5% за задержку с ответом на претензию, если компания игнорировала требование своего клиента, а также 50% штрафа за нарушение прав потребителя, невыполнение страховщиком своих обязательств.

Выплаты по обязательной автостраховке по ОСАГО должны производиться всегда по Правилам, установленным на законодательном уровне.

В скором будущем, предположительно весной 2019 года, могут возникнуть еще некоторые новшества в отношении этого вида страхования. Поэтому все компании и их клиенты должны принимать и это во внимание.

Если, например, вместо выплат в виде денежных средств по имущественному ущербу будет установлено, что должен быть ремонт машины, то тогда страховщики уже не смогут учитывать износ деталей, а вся ответственность за качество ремонта будет ложиться на их плечи.

Как посчитать ущерб по ОСАГО

Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2016 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) стоимость ремонта (СР) стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 0,4 * 500 = 1.200 200 = 1.400 рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ СР СД = 1.400 3.100 4.680 = 9.180 рублей.

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.

В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.

Adblock detector