Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

ВНИМАНИЕ! Если вы не оформите такие расписки, то рискуете стать виновным в данном ДТП да еще и прав лишиться за оставление места аварии.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн — сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%. Не нужно идти в офис — вы получите страховой полис на ваш e-mail

Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку

Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.

Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.

Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

фото 1

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Обоюдная вина признается, если правила нарушили минимум несколько участников и это было зафиксировано инспекторами ДПС или участники аварии признали вину добровольно и заполнили и подписали извещение.

Нарушение ПДД могло произойти по самым разным причинам, но результат один: повреждения были получены несколькими машинами одновременно.

Определить насколько каждый из участников ДТП виновен может только суд на основании изучения:

  • схемы ДТП;
  • справки;
  • извещения;
  • фотографий;
  • видеосъемки;
  • технической экспертизы.

Несмотря на то, что финансовым возмещением затрат виновника по оплате восстановления имущества, здоровья потерпевших занимается страховщик, определить степень вины может только суд. Уже на основании его решения должны производиться выплаты в пределах страхового покрытия.

Важно то, что не все виды нарушений воспринимаются судом, как основание для установления равнозначной вины. Примером является дорожное происшествие, в котором один из участников нарушил проезд, запрещающий выезд за сплошную линию на встречную сторону движения, а второй вез ребенка без детского кресла.

Договор автогражданской ответственности или ОСАГО позволяет защитить финансовые интересы лица, заключившего его. В зависимости от степени вины произведутся полные или частичные выплаты в пределах суммы, указанной в полисе.

Чтобы произошло возмещение, следует обратиться в страховую компанию вместе с документами в срок, указанный в полисе (в течение 10 дней после ДТП). Страховщик может быть не согласным с суммой выплаты. В таком случае их произведут по решению суда. Неоплата без уважительной причины грозит компании штрафом.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Согласно указанному пункту ФЗ РФ выплаты производятся пропорционально степени виновности водителя. Так, если определена вина на 70 %, то выплатят только 30 %, а третьему лицу — оставшиеся 70 %. Как показывает практика, суд чаще присваивает равную степень участия для обеих сторон.

Выплаты в таком случае производятся также равнозначные – по 50 % от каждой страховой компании. Если нельзя установить степень вины наверняка, учитывается п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в которой говорится об автоматическом уравнении прав.

Важно! Если судебного решения нет, степень вины определяется автоматически поровну. Если никто не виноват, то и возмещения не может быть.

В законе о страховании появились изменения, согласно которым, вместо оплаты ремонтных работ водитель может получить финансовое возмещение по причиненному ущербу. Размер суммы определяется по указанной выше схеме.

Ситуация, когда равное возмещение для обоих участников их устраивает, не требует дополнительных разбирательств, привлечения суда. Следует только обеспечить наличие полного пакета документов, требуемых страховщиком, включающие из ГИБДД, и их передачу.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

Нормативная база

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Обжалование обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации.

Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников.

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию.

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто.

В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

ПОДРОБЕЕ:  Купить ОСАГО в Мегионе

Иномарка

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Действующее законодательство предусматривает различные формы вины в совершении действия или бездействия: с умыслом или по неосторожности. Случайное причинение ущерба, которое сопровождалось неосторожностью, также порождает отрицательные правовые последствия для виновника.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Если при совершении дорожно-транспортного происшествия будет установлена любая форма вины в действиях только одного водителя, то условия оформления страхового случая и возмещение ущерба не будет составлять особой сложности (кроме случаев возникновения спора относительно суммы такого ущерба).

Если же материалами о ДТП будет установлена вина обоих водителей, то, формально, рассчитывать на получение страхового возмещения не получит права ни один из участников аварии, даже при условии действующего полиса ОСАГО.

Порядок возмещения ущерба

Пунктом 22 статьи 12 закона «Об ОСАГО» четко установлено, что если все участники ДТП виновны в аварии, то возмещение выплачивается с учетом установленной судом степени вины страхователей. Иными словами для того чтобы выплата была произведена все участники должны быть застрахованы и в отношении них должен быть составлен протокол об административном правонарушении (нарушении ПДД).

Если машина пострадала в аварии и потребуется, допустим, ремонт на 50 тыс. рублей, то страховщик заплатит с учетом процента вины своего клиента. Если он виновен наполовину, то и выплата составит 25 тыс. рублей.

Пострадавший в ДТП вправе писать заявление в любую страховую компанию из числа тех, кто выписал полисы для участников аварии (подробнее о том, как составить заявление в страховую компанию о возмещении по ОСАГО, можно узнать тут).

Учтите, что СК имеет право по ст.14 ФЗ-40 обратиться к виновникам с регрессным иском, чтобы компенсировать свои затраты. Это означает, что в течение полугода могут вызвать в суд и потребовать вернуть выплаченные потерпевшим деньги. Как показывает практика, регрессами страховщики почти никогда не пренебрегают.

Если виновники аварии решили не идти в суд для определения степени вины, то страховщики должны возместить ущерб в равных долях.

Подробнее о возмещении убытков после аварии и взыскание морального и материального ущерба с виновника ДТП можно узнать тут, а более детально о том, выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, можно прочитать в этом материале.

Размер ущерба по ОСАГО определяется исходя из:

  • Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТПхарактера повреждений;
  • размера лимита;
  • выбора процедуры урегулирования убытков (упрощенной или обычной);
  • а также степени вины каждого из участников ДТП.

К примеру, при причинении вреда здоровью будет применяться специальная таблица, где будет указано какой процент от лимита выплачивается в случае того или иного заболевания (подробнее об оценке причиненного легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью вовремя возмещения морального ущерба при ДТП можно узнать тут, а более детально о том, как получить возмещение вредя здоровью по ОСАГО можно прочитать в этом материале).

Сумма на восстановительный ремонт автомобиля рассчитывается без учета износа. Все комплектующие требующие замены меняются только на новые, предусмотренные заводом-изготовителем или их достойные аналоги.

Только денежные выплаты возможны с учетом устаревания деталей, узлов и агрегатов. Определяет сумму выплат технический эксперт на основании формул Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт. Он же рассчитывает и показатель износа, который не может быть более 50%.

Степень вины участников определяется судом в процентном выражении. Если в повреждении машины виновны, допустим, несколько автомобилистов, то их потерпевшему будет выплачена полная сумма ущерба, но с учетом вины каждого из них (например, одна компания выплатит 75% ущерба, а другая 25%).

Подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать тут.

Кто платит?

Особенность выплат по ОСАГО в том случае, если вина обоюдна в том, что виновники ДТП одновременно являются и потерпевшими, то есть имеющими право на компенсацию своих убытков. Им необходимо будет обратиться в ту компанию, где они были застрахованы или компанию другого виновника с заявлением на выплату.

ВАЖНО! Если у водителей не оказалось вдруг ОСАГО, то платить виновникам друг другу придется из своего кармана.

Право выбора

С апреля 2017 года признание общей вины участников ДТП дает право на получение денежной вместо натуральной выплаты (оплаты ремонта на СТО). Правда выплачивается она с учетом износа деталей, что в случае с поддержанным автомобилем может стать серьезной проблемой.

Как и в случае с натуральным возмещением, деньги поступают на счет в течение 20 дней после подачи заявления на выплату. В заявлении нужно будет указать свои банковские реквизиты, а также тот вид выплаты, который для вас предпочтителен.

В «Законе об ОСАГО» присутствует позиция, которая регламентирует подобные случаи (ст. 12 п.22). Она говорит о том, что выплаты при обоюдной вине водителей производят на основе степени вины сторон, которая была установлена судом.

Важно! Эта формулировка крайне часто вызывает противоречия.

Причина в том, что уровень виновности каждого участника может не устанавливаться судовыми органами при разных обстоятельствах:

  • Если при разбирательстве суд не установил, какова степень виновности каждой из сторон ДТП.
  • Водители не обращались в суд, ввиду чего степень вины не была установлена.

Обе позиции подходят под то, что описано в законодательстве. Однако каждая из них имеет своих сторонников. Так, некоторые утверждают, что отсутствие обращения в судовые инстанции и значит, что степень сторон не была установлена судом.

А формулировка «судом не установлена» гласит, что со стороны судебных органов были попытки установить уровень виновности. При обоюдной вине сторон судовые разбирательства являются неодолимыми, поскольку закон не предполагает иные варианты.

Однако автолюбители нередко трактуют закон по-своему и утверждают, что страховые компании должны возмещать по 50% компенсации каждой стороны, и обращаться в суд для этого не обязательно. Аргументируют они это тем, что список необходимых для выплат документов не включает в себя судовое решение.

Выплаты в данном случае, конечно, возможны, то точное решение об этом принимает страховая компания.

Стоит рассмотреть ситуацию, при которой участники ДТП виновны в нем в равной степени. Тогда они оба подают заявления на выплаты в свои СК. После этого возникает ряд юридических аспектов, которые нужно учитывать.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Каждый из участников в этом случае может получить лишь 50% суммы ущерба. Допустим, если ремонт будет стоить 50 тысяч, то будет выплачено только 25 тысяч.

Существует мнение, что остаток суммы на ремонт можно требовать со второго участника аварии, однако это не так.

После получения водителями выплаты по ОСАГО они имеют право подавать на другого участника в суд для получения оставшейся суммы ущерба. Однако в этом случае возмещение возможно только второму водителю, и сумма будет равняться половине за минусом выплаты, полученной участником ДТП от страховой компании, то есть 120 тыс.*50% – 500 тыс. = 100 тыс.

Справка! На практике большинство подобных ситуаций решается в досудебном порядке, но в ряде случаев водители доходят до суда.

Непосвященному человеку может показаться, что если совершено ДТП по обоюдной вине, то участники аварии друг другу ничего не выплачивают, а виновность и затраты на ремонт как бы уравновешиваются. Однако это в корне неправильное мнение.

Пункт 22 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, что выплачивать деньги за нанесенный вред должны страховые компании в точном соответствии с выясненной судебными органами степенью вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия.

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб.

, а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Если страховщик отказал в выплате ущерба при ДТП, то вы вправе обжаловать его действия. Закон «Об ОСАГО» не освобождает компании от ответственности в случае обоюдной вины водителей. Это возможно только если вина вообще не установлена и не понятно, кто стал причиной ДТП.

Основанием для отказа не может быть:

  • состояние алкогольного опьянения одного из участников;
  • бегство с место ДТП страхователя (подробнее о том, что делать если виновник ДТП скрылся с места происшествия, как оформить аварию и получить выплаты по ОСАГО, можно узнать тут);
  • техническая неисправность автомобиля.

Если вы считаете, что получили неправомерный отказ, то можете составить претензию на имя руководства компании, в которой указать дату, место, обстоятельства ДТП, номер полиса и имя страхователя, а также перечислить все полученные повреждения.

Ссылаясь на нормы законодательства, можно потребовать произвести выплату по ОСАГО в размере 50%, если вы не обращались в суд. После принятия решения судом о степени вины участников страховщики обычно не отказывают.

Прямое возмещение убытков – это порядок выплат, когда за материальной компенсацией после ДТП не обязательно обращаться в страховую компанию виновника, а можно обратиться туда, где оформлен собственный полис ОСАГО.

Закон «Об ОСАГО» регламентирует эту сторону отношений. Согласно статье 12, пункт 22 страховая компания обязана возместить материальный ущерб пропорционально установленной степени вины.

Степень вины определяется только по решению суда.

Если степень вины не установлена, она считается равной и сумма компенсации распределяется между обоими участниками происшествия. Это положение не относится к случаям, когда в процессе суда виновник не был установлен вообще.

Бывает так, что дорожные происшествия происходят без вины кого-то из ее участников. Могут оказать влияние внешние факторы, погодные условия или качество дорожного полотна.

В таком случае:

  • может быть постановлено, что ни один из участников аварии не является виновником;
  • рассчитывать на получение материальной компенсации смысла нет.

Когда обоюдная вина распределяется не 50/50, а, к примеру, 30/70, то компенсация выплачивается следующим образом:

  • если сумма ущерба составляет 100 000 рублей, тому кто виновен на 30%, заплатят 70 000 рублей;
  • тому, кто виновен на 70%, заплатят 30 000 рублей.

Все страховые договора, оформленные до этой даты и действующие, будут компенсироваться по старой схеме. Чтобы получить денежную компенсацию по документам, оформленным после этой даты, потребуется постановление пленума суда.

Когда срок действия страховых договоров, на основании которых водители могли получать материальные компенсации, истечет, денежные выплаты производиться не будут.

Страховое возмещение будет проводиться поэтапно:

  • страховщик осматривает автомобиль;
  • проводится техническая экспертиза по оценке нанесенного ущерба;
  • страховая компания выдаст направление на ремонт.

Далее действия развиваются в следующем порядке:

  • в судебном порядке будет оценена степень обоюдной вины;
  • страховая сумма будет распределена между всеми участниками происшествия;
  • страховая компания проводит ремонт в автосервисе;
  • недостающую сумму должен внести виновник аварии.

В процессе восстановления автомобиля используются только новые запасные части. Для того, чтоб установить подержанные детали, страховщик обязан получить письменное разрешение.

В этой схеме есть свои подводные камни:

  1. Стоимость ремонта может быть рассчитана по системе Центрального Банка. Однако согласно этим правилам, в сумму возмещения может не входить окраска отдельных деталей или не полная их обработка.
  2. Сложности с оплатой труда сотрудников автосервиса. Если суммы, заявленной страховщиком, будет недостаточно, разницу придется компенсировать водителю.

Срок выдачи направления на проведение ремонтных работ составляет 20 календарных дней. Если водитель желает, чтобы ремонт автомобиля проводится в автосервисе, которого нет в списке страховой компании, ждать придется месяц.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Ремонтные работы не должны длиться больше 30 дней с момента поступления автомобиля в автосервис.

Если это правило нарушено, страховая компания обязана уплатить штраф. Автосервис не должен находиться дальше, чем в 50 км от дома пострадавшего или от места аварии.

Если автомобиль новый и на него еще действует гарантия, страховая компания обязана выдать направление на ремонт в тот автосервис, который имеет право проводить такие работы.

Сложнее, когда не достигнуто обоюдное согласие, т.е. кто-то из водителей оспаривает виновность полностью или считает себя виновным в меньшей степени. Полномочиями по установлению вины в причинении ущерба (соответственно и виновного в ДТП) наделён только суд.

Сложность заключается в том, что специальной судебной процедуры по определению вины нет — нельзя обратиться с иском о признании гр-на А. виновным в аварии. Вина устанавливается в рамках искового производства о возмещении ущерба (выплате страховки), а это означает, что сначала право на получение страховки должно быть нарушено.

Нарушение права выражается в отказе в выплате (или невыплате в установленный срок). С другой стороны, без решения суда страховщик обязан возместить ущерб в равных долях и готов это сделать, что исключает нарушение прав потерпевшего.

Практически имеется 2 варианта разрешения ситуации.

Вариант 1:

  1. Подача документов в СК.
  2. Получение причитающейся доли страховки.
  3. Претензия в СК на неполученную часть.
  4. Отказ СК в доплате.
  5. Суд.

Вариант 2:

  1. Подача документов в СК и одновременно предъявление претензии на полную выплату.
  2. Отказ СК с разъяснениями о невозможности полной выплаты.
  3. Суд.
Второй путь короче, но до решения суда никаких выплат, скорее всего, не будет.

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

ПОДРОБЕЕ:  Что является страховым случаем по ОСАГО и что входит в страховку ОСАГО?

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2019 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

Юридическая консультация онлайн

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей.

Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, т.е. 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, т.е. 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

Вопрос о выплатах решает страховая компания, учитывая при этом ряд факторов. Отказ в компенсациях чаще всего возможен в следующих случаях:

  • один из водителей-участников ДТП не был вписан в полис гражданской ответственности (можно ли получить выплаты в такой ситуации узнаете здесь);
  • одна из сторон находилась в алкогольном либо же наркотическом опьянении;
  • одним из участников ДТП или страховой компанией оппонента было подано заявление об обжаловании судового решения;
  • виновник скрылся с места аварии (как в такой ситуации можно получить компенсацию по ОСАГО читайте тут).

Например, если в ваше авто въехала, допустим, жена владельца другой машины, которая не была вписана в полис ОСАГО, страховая компания может отказать в подаче документов на выплату.

Эта статья гласит, что право требования в данном случае переходит к гражданину, который причинит потерпевшему вред, то есть, тому, кто является непосредственным виновником ДТП. Поэтому пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация.

То же самое касается ситуаций, когда виновник был в наркотическом или алкогольном опьянении. В данном случае при обжаловании участником решения суда страховщик может приостановить процесс выплат, но отказать в них не может. То же самое касается ситуаций, когда виновное лицо покинуло место ДТП.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Не получить возмещение ущерба можно только тогда, когда личность виновника не была установлена. Если же виноваты оба водителя, у них обоих есть право получить компенсацию.

  • в происшествии отсутствует вина обоих водителей;
  • каждый из участников аварии признается виновным.
  • Cтраховая компания обанкротиласьCтраховая компания обанкротилась
  • Неустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взысканиеНеустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взыскание
  • Возмещение ущерба по ОСАГОВозмещение ущерба по ОСАГО
  • Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?
  • Выплаты по ОСАГО за вред здоровьюВыплаты по ОСАГО за вред здоровью
  • Выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиляВыплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля

Возможно ли денежное возмещение ущерба?

Нарушение ПДД несколькими участниками почти всегда вызывает споры об обстоятельствах происшествия и виновности. До 01.10.2019 года действует прежний порядок, согласно которому при разногласиях в оценке события вызов ГИБДД обязателен.

Как будут разрешаться спорные вопросы после октября 2019 г., пока не совсем понятно.

При выявлении нарушений со стороны всех или нескольких участников инспектор осуществляет производство в отношении каждого в общем порядке:

  • схема ДТП, протокол, разбирательство, постановление — если характер нарушения предполагает производство и админ. ответственность;
  • схема ДТП, определение — если админ. ответственности за нарушение нет.
В сложных случаях проводится тех- или медэкспертиза, другие процессуальные действия. В итоге каждый участник должен получить на руки документы, подтверждающие нарушение ПДД как им самим, так и другими участниками.

В случае, когда в дорожное происшествие оказались вовлечены трое участников дорожного движения, каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Когда в аварии задействованы два автомобиля, за страховым возмещением можно обратиться как в свою компанию, так и в компанию виновника.

Если произошло ДТП с тремя автомобилями, необходимо подавать отдельное заявление о возмещении ущерба в компании виновников.

Однако это все актуально, если полис заключен без страхования жизни.

Остальные проблемы они будут решать самостоятельно. Тройные ДТП также нередко рассматриваются в суде.

фото 2

В таких случаях еще сложнее установить вину. Ясно одно: оформить Европротокол и разъехаться уже не получится.

В таком случае:

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение.

Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» — это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия важно выполнить следующее:

  1. Остановить автомобили, не оставлять место происшествия.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров от страховых компаний.
  3. Записать данные свидетелей, включая контактную информацию.
  4. Зафиксировать максимальное количество доказательств вины второй стороны. Для этого подойдет видеоматериал с видеорегистратора, фото на телефон.
  5. При записи информации сотрудником госавтоинспекции в протокол, важно проследить за ее правильностью.
  6. Не нужно сразу брать вину на себя.

При составлении протокола следует успокоиться, уяснить сложившуюся ситуацию, четко проговаривать свою позицию, давая объяснения, которые должны быть отражены в протоколе. Следует обратить внимание инспектора на факты, которые подтверждают вину второй стороны.

Это поможет прояснить ситуацию, в которой вину с одного человека полностью снимут. В том случае, если есть уверенность в невиновности, следует обязательно добиваться правоты, собрав доказательства, обращаться в суд.

В другом случае возможно возмещение от страховщиков только половины необходимой суммы от возможной по страховому покрытию. Если же повреждения автомобиля незначительны, никто не пострадал, тогда можно вызвать только специалиста от страховой компании и составить «Европротокол», документы для страховщика.

Важно, что при таком оформлении выплаты не превысят 50 000 руб., что является максимальным значением на этот год. Если вина будет обоюдной, распределение произойдет в количестве 25 000 руб. для каждого виновника.

Рассчитать стоимость онлайн на сайте ИнгосстрахРассчитать стоимость онлайн на сайте Росгосстрах

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

фото 3

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Любое ДТП может быть оформлено по традиционной и упрощенной схеме – Европротоколу.

По Европротоколу

Если вы видите, что задета только машина, а пострадавших в аварии нет, то вы можете предложить другим участникам заполнить извещение о ДТП, которое выдается всем страхователям. Это считается упрощенной процедурой, поскольку вызывать ДПС уже не нужно и получать справку о ДТП также.

Упрощенная процедура возможна только, если ущерб незначителен – до 100 тыс. рублей, а у других участников аварии есть полисы ОСАГО. Если дело было в столице, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, выплата в рамках Европротокола может быть и в пределах обычной, а не уменьшенной страховой суммы по ст. 7 ФЗ-40 (до 400-500 тыс. рублей), но только если есть записи с камер с датчиком GPS/ГЛОНАСС.

7 статья ФЗ № 40. Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

  • если в дорожно-транспортном происшествии установлена одна из возможных форм виновности каждого лица – выплата будет осуществляться исходя из установленного судом пропорционального соотношения вины каждого из них;
  • если транспортному средству гражданина причинен ущерб сразу от нескольких субъектов ДТП, каждый из которых виновен в аварии – выплаты подлежат пропорциональному распределению между страховыми компаниями таких лиц;
  • если при расследовании дорожно-транспортного происшествия не была установлена вина ни одного из водителей – выплата осуществляется в равных пропорциях каждой страховой компанией данных лиц.

Действия сотрудников ГИБДД

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:

  1. Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
  2. Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
  3. Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
  • схема и описание о размещении автомобилей после аварии
  • данные замеров между машинами от контрольных точек
  • описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
  • пояснение ситуации участниками ДТП

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

Судебная практика

один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75.

Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял.

Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск.

В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Судебная практика по вопросам обоюдной вины очень широка, так как практически каждое дело рассматривается в таком порядке:

  1. В одном из дел, проходящих в Санкт-Петербурге, отмечалось, что нарушения правил дорожного движения были со стороны обоих участников дорожного происшествия. Однако ни одно из нарушений не имело прямой причинно-следственной связи со случившимся. В ходе расследования степень вины установлена не была, так как невозможно было определить, могли ли участники аварии предотвратить столкновение. Вина была признана обоюдной, а страховое возмещение распределено между двумя участниками ДТП 50/50.
  2. В другом случае суд принял в рассмотрение все нюансы ДТП и пришел к выводу, что вину следует распределить как 25/75. Для принятия решения потребовалась экспертиза.

Обоюдная вина – сложная ситуация, когда вопрос о распределении страхового возмещения может быть спорным.

Однако достичь справедливости и получить хотя бы часть материальных средств для покрытия расходов возможно. Для этого нужно оформить все документы и обратиться в суд.

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Случаи с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения.

Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд. Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

легковое авто

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Хотя отсутствие действующего страхового полиса – грубое нарушение ПДД, само по себе оно не является причиной аварии. В процессе разбирательства должны быть рассмотрены причинно-следственные связи между нарушением того или иного пункта правил и произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Если помимо отсутствия страховки водитель ничего не нарушил, вина не может считаться обоюдной. В правилах дорожного движения есть пункт, на основании которого некоторые стремятся доказать обоюдность вины.

Статья 10.1 гласит, что каждый водитель должен двигаться по дороге с той скоростью, которая позволит своевременно отреагировать и предотвратить столкновение.

Хотя нарушение этой статьи может быть не таким явным, как правонарушение другого водителя, иногда сотрудники ГИБДД пользуются этим положением закона, чтобы списать все на обоюдную вину. В таком случае можно стать виноватым, даже ничего не нарушив.

В случае если сотрудники ГИБДД пытаются вменить нарушение этого пункта в вину, стоит проводить специальную автотехническую экспертизу. Такое исследование позволяет установить, имел ли водитель техническую возможность остановиться и предотвратить столкновение с другим автомобилем.

При несогласии с виной или равной степенью вины в происшествии, готовиться к суду следует с момента аварии. Для этого после ДТП следует:

  1. Сделать как можно больше фотографий с места происшествия: зафиксировать расположение машин в различных ракурсах и с привязкой к месту, повреждения, осыпи осколков и грязи, тормозные следы и пр., провести обзорную видеосъемку.
  2. Установить возможных свидетелей (пешеходы, проезжающие мимо водители), проверить, не просматривается ли место аварии уличными камерами.
  3. Заявить сотруднику ГИБДД о несогласии с виной, указать на это в протоколе.

Все доказательства в пользу своей позиции представляются в суд. В решении будет отражена степень вины каждого в процентах. Обычно устанавливается равная вина по 50%, но нередко определяют неравнозначную вину: 30% на 70%, 20% на 80% и т. д. Страховку выплачивают пропорционально степени вины.

Судебная практика — пример (фабула дела): На перекрёстке водитель З. поворачивал направо и допустил нарушение правил проезда перекрёстка (п. 8.6 ПДД) — при выезде с пересечения дорог ТС неминуемо оказалось бы на встречной полосе. Водитель А.

, совершавший поворот налево, занимал свою часть дороги, но столкновения не удалось избежать. Водитель А. был нетрезв. З. был привлечён к ответственности за неправильный проезд перекрёстка, А. — за управление в нетрезвом состоянии.

Обоим водителям страховщики отказали в выплате: З. потому что причиной аварии стал неправильный проезд перекрёстка, А. — в связи с недоказанностью вины З. (З. отменил постановление ГИБДД). Оба водителя пошли в суд.

Оспаривание виновности в суде или сведение к обоюдке требует специальных знаний и опыта. При твердом намерении доказать свою правоту лучше воспользоваться услугами юриста.

Что это значит?

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

ОСАГО подразумевает выплату пострадавшим только в том случае, если страхователь сам стал виновником ДТП. Если виновны два и более водителя, то такая вина называется обоюдной. Косвенным её подтверждением служит протокол об административном правонарушении, выписанный каждому из участников.

Однако установить степень вины в ДТП может только суд. А ДПС только фиксирует факт нарушения правил поведения на дорогах. Не является доказательством вины и извещение о ДТП, если оно заполнялось водителями, хотя отметка о виновности конкретных лиц в нем, как правило, присутствует.

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении.

ВАЖНО! В законодательстве РФ определения понятия «обоюдной вины водителей» нет.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

транспортное средство

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Некоторые нюансы

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.

2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

Заключение

Обоюдная вина в ДТП приводит к иной процедуре урегулирования убытков по ОСАГО, чем мы привыкли. Потребуется установить степень вины каждого из участников аварии через суд, а это займет минимум несколько месяцев. В этом случае возможны споры между водителями и оспаривание результатов судебного процесса.

Без обращения в суд страховщик заплатит только половину суммы и её может не хватить для оплаты ремонта. Если вина в ДТП вообще не будет установлена, то получить возмещение по ОСАГО не удастся. Такие случаи хоть и редко, но все же случаются, например, если суд не смог принять решение о том, какова степень вины каждого из-за отсутствия справок и схем аварии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (499) 653-52-46 Москва 7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

В судебной практике встречаются случаи, когда с учетом разумности суд устанавливает отсутствие вины водителя в ДТП даже в случае нарушения действующих Правил дорожного движения. Примером такой ситуации является ДТП с участием двух водителей, один из которых допустил выезд на встречную полосу и столкновение с автомобилем, двигавшимся по своей полосе.

При оформлении материалов ДТП было установлено, что водитель машины, двигавшейся по своей полосе, также нарушил Правила дорожного движения – имел неисправную систему осветительных приборов и не использовал ремень безопасности.

Так как действия первого водителя спровоцировали происшествие и стали причиной ДТП, именно он был признан виновником аварии. Второй водитель, хотя формально и нарушил требования ПДД, не виновен в дорожно-транспортном происшествии.

Adblock detector