Урегулирование убытков по осаго

Порядок возмещения

Понятие ПВУ в страховании появилось лишь в 2014 году, а до этого момента, после автокатастрофы дождавшись решения о признании вины водителя, потерпевший был вправе сам определять компанию, которая осуществит возмещение вреда по ОСАГО.

Необходимые условия для непосредственно прямого урегулирования убытков по ОСАГО в 2019 году таковы:

  • При оформлении дорожно-транспортного происшествия, в протоколе указали что в автокатастрофе повредилось исключительно имущество, а именно два автомобиля (инициатора и пострадавшего);
  • У потерпевшего нет травм, подлежащих лечению, а значит, его здоровье не пострадало;
  • Оба участника автокатастрофы защитились ранее по «автогражданке» и их полисы действительны;
  • Доказана виновность лишь одного водителя, а об обоюдной вине не может быть и речи.

Если этот порядок возмещения ущерба при ДТП по ОСАГО соблюден, то страхователю надо направиться к своему страховщику. Сначала нужно оповестить организацию о случившемся, а потом в течение 5-10 дней обратиться туда же с письменным заявлением о выплате ПВУ.

Когда прямое урегулирование убытков невозможно

Правовые основы этой процедуры предусмотрены в ст. 14.1 закона «Об ОСАГО». Они конкретизированы в положении N 431-П, принятом ЦБ РФ 19 сентября 2014 года, которым определены правила страхования автогражданской ответственности.

В СМИ перечисленные акты нередко называют законом о прямом возмещении ущерба (убытков). Это может ввести в заблуждение и вызвать сложности при поиске действующих правовых норм, поскольку документ с таким наименованием не существует.

Схема урегулирования включает ряд этапов.

  1. Оформление ДТП и обращение пострадавшего в свою страховую компанию.
  2. Компенсация убытков страховщиком заявителя от имени компании причинителя вреда.
  3. Урегулирование финансовых вопросов между указанными страховыми организациями.

Поток машин

Последний этап предполагает взаимодействие между страховщиками. Каждая из компаний заключает соглашение о прямом возмещении убытков. Другой стороной этого договора выступает РСА – ассоциация, в которую входят организации, оказывающие услуги на рынке ОСАГО. Участие в соглашении является обязательным условием для членства в таком объединении.

Пошаговая инструкция для получения возмещения по ОСАГО при ДТП — новый порядок получения возмещения в натуральной форме.

Перед обращением за выплатой, необходимо знать, в каких случаях стоит подавать заявление в свою страховую компанию. Согласно правилам ст. 14.1 закона «Об ОСАГО», для прямого урегулирования убытков необходимо наличие каждого из перечисленных условий:

  • ДТП произошло в результате взаимодействия 2-х автомобилей (при этом в расчет не берутся прицепы);
  • ответственность обоих водителей на момент аварии застрахована по правилам ОСАГО;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • по итогам рассмотрения вопроса об аварии не установлена вина обоих водителей, попавших в нее;
  • страховщик пострадавшего имеет действующую лицензию.

Полезно: Если авария отвечает всем указанным признакам, то возмещение производится через страховую компанию потерпевшего. Это правило не допускает обращения в организацию, выдавшей полис виновнику.

Для получения возмещения необходимо выполнить ряд действий.

  1. Заполнить извещение о ДТП на месте аварии совместно с другим водителем. Учитывая обстоятельства, стоит несколько раз внимательно проверить внесенные в лицевую сторону бланка данные. При ошибках, касающихся реквизитов водительских удостоверений, страховых полисов или документов о регистрации автомобиля, могут возникнуть проблемы с возмещением. Если авария оформляется по европротоколу (без участия инспекторов ГИБДД), то требуется максимально точная информация об обстоятельствах самого ДТП.
  2. Убедиться в наличии полного пакета документов, составленных инспектором ГИБДД (если он привлекается сторонами). Речь идет о справке об аварии, ее схеме и постановлении, вынесенном по итогам рассмотрения обстоятельств ДТП.
  3. Заполнить тыловую часть бланка извещения. В ней размещаются сведения об аварии в развернутом виде. Заполнить документ можно дома, поскольку это делается без участия другого водителя. Информация на обороте извещения не должна противоречить данным, указанным на его лицевой стороне. Полностью заполненный документ необходимо передать в страховую компанию при первой же возможности. Это требуется сделать, даже если справка и постановление ГИБДД не готовы (виновник может не признавать свою ответственность на месте и рассмотрение дела затягивается).
  4. Представить все перечисленные документы (кроме схемы) и заполнить заявление о получении возмещения. Как правило, в компаниях имеются пустые бланки, в которые вносится информация. Если офис страховщика расположен далеко, то документ можно составить в произвольном порядке и направить почтой с уведомлением о вручении. В заявлении необходимо указать:
  • сведения о себе (полное имя, место проживания и телефонный номер) и адресате;
  • информацию об обстоятельствах аварии;
  • данные о виновнике аварии и его полисе.

Урегулирование убытков по осаго

К документу прикладываются составленные инспектором справка и постановление, а также копии паспорта, своего полиса ОСАГО и свидетельства о регистрации автомобиля (либо ПТС).

  • Справка о ДТП должна содержать информацию об обоих водителях, их автомобилях и полученных машинами при столкновении повреждениях.
  • Схема аварии должна включать все измерения, касающиеся положения автомобилей после ДТП и следов их движения до контакта.
  • Постановление может касаться как привлечения виновника к ответственности, так и отказа в применении мер, предусмотренных КоАп РФ. Последнее не должно смущать потерпевшего, поскольку не все нарушения ПДД влекут штраф или другое взыскание.

После этого страховщик передает направление на прохождение оценки стоимости ремонта полученных в аварии повреждений.

Электронный полис ОСАГО: порядок его оформления, возможные ошибки и сохранение КМБ — подробнее об этом в нашей статье.

ПОДРОБЕЕ:  Перерасчет коммунальных платежей за воду по счетчику в 2019 году

Закон не устанавливает специального предела стоимости возмещения при прямом урегулировании убытков. Страховщик оплатит восстановление, согласно общим лимитам.

Полезно: Проблема размера денежной выплаты потерпевшему до недавнего времени была наиболее существенной. Теперь потерпевший получает не деньги, а направляется на ремонт в один из авторизованных страховщиком автосервисов.

Получив заявление о прямом возмещении убытков, компания обязана произвести осмотр повреждений своими силами, либо направить обратившегося гражданина для проведения оценки сторонним экспертом. Установленная таким способом стоимость восстановительного ремонта может не соответствовать реальным расценкам. Причинами этого являются:

  • договоренность между страховщиком и сотрудничающим с ним экспертом о занижении суммы ущерба;
  • неправильный выбор комплектации поврежденного автомобиля;
  • расчет, исходя из применения не оригинальных запчастей, а их более дешевых аналогов;
  • использование информации о стоимости работ, относящейся к другому региону.

Важно: Если сумма в заключении эксперта страховой компании, не устраивает, то можно организовать повторную оценку. Обратиться можно в любую организацию. У эксперта должны быть документы, подтверждающие его квалификацию.

О проведении повторной оценки необходимо обязательно уведомить другого участника аварии и свою страховую компанию. Это делается с помощью почтовых телеграмм.

Если в результате оценки будет установлена более высокая стоимость ремонта, то необходимо направить повторное заявление в свою страховую компанию с требованием компенсировать полную стоимость восстановления, а также стоимость независимой экспертизы. При отказе или игнорировании этого обращения, стоит обратиться в суд.

Решение об организации повторной экспертизы можно принять, ознакомившись с ценовыми справочниками на сайте РСА. На этом портале размещена информация не только о моделях машин, но и о стоимости деталей, а также услуг автосервисов, на территории того или иного региона.

Существует ряд ситуаций, когда обращение к своему страховщику не поможет решить проблему ремонта.

  1. Если у оформивших аварию без участия инспектора ГИБДД участников имеются разногласия, касающиеся ее обстоятельств или полученных автомобилями повреждений.
  2. Когда извещения о ДТП, заполненные в порядке европротокола, содержат ошибки или оформлены не полностью.
  3. Если пострадавший предъявляет требования, касающиеся исключительно причинения морального вреда, ущерба окружающей среде или упущенной по вине другого водителя выгоды.
  4. Когда авария произошла в результате обучения вождению, испытаний или в ходе автомобильных соревнований.
  5. Если в результате ДТП пострадали антикварные ценности, предметы религиозного культа, либо интеллектуальная собственность (например, рукописи книг).
  6. Когда вопрос о нарушении ПДД, повлекшем аварию, рассматривается в судебном порядке.
  7. Если нарушен срок уведомления компании о произошедшем ДТП.
  8. Когда в документах допущены неточности, что станет препятствием для урегулирования ущерба между страховщиками.
  9. Если в аварии участвовало не 2 автомобиля.
  10. Когда ущерб причинен жизни и здоровью граждан.
  11. Если пострадали не только автомобили, но и другое имущество.
  12. При отсутствии полиса у одного или обоих водителей.
  13. Когда у страховой компании пострадавшего отозвана лицензия.

Давайте разберемся, что делать, если ДТП соответствует каждому из указанных критериев.

В большинстве случаев, альтернативой выступает обращение в страховую компанию виновника аварии. В ряде ситуаций порядок действий будет отличаться.

  • Если в ДТП пострадал только 1 автомобиль (опрокидывание, переворот), то водителю придется ремонтировать машину за свой счет или судиться с дорожными службами, когда авария связана с их неудовлетворительной работой.
  • Когда виновник ДТП не застраховал свою ответственность, потерпевшему придется отсуживать деньги на ремонт своего автомобиля.
  • Если в аварии причинен вред жизни или здоровью и у виновника отсутствует полис, придется обращаться в РСА.
  • При отзыве лицензии или банкротстве страховщика потерпевшего и причинителя вредя прямое возмещение убытков производится РСА.

Знание этих правил позволит максимально быстро добиться решения своей проблемы.

О последних изменениях в законе об ОСАГО 40-ФЗ читайте в нашей статье.

Необходимые действия для получения компенсации. Составляем заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Итак, при транспортном происшествии подавать запрос о выплате ПВУ надо именную в свою страховую, поэтому оно и называется прямым. Действующие правила говорят о том, что обращаться к страховщику, осуществившему прямое возмещение нельзя, если до этого подобное заявление было подано в компанию виновного водителя.

Значит, порядок возврата строго регулируется на законодательном уровне, и сам страхователь должен его соблюдать. В первую очередь, для возмещения убытков по автострахованию следует направить заявление страховщику.

Заявление о прямом возмещении убытков должно содержать следующие сведения:

  • название компании-страховщика;
  • паспортные данные заявителя, включая адрес регистрации;
  • регистрационные данные автомобилей участников аварии;
  • дату, время, место аварийного случая;
  • данные страховок потерпевшей и пострадавшей сторон;
  • информацию о полученном ущербе.

Крупные фирмы-страховщики (к примеру, Россгосстрах или Ингосстрах) выдают бланки определенного образца при непосредственном обращении клиента. В нем необходимо указать степень тяжести произошедшего ДТП.

Прямое урегулирование возмещение убытков по осаго

Главным документом, дающим основание для рассмотрения вопроса выплаты, является заявление потерпевшей стороны. Составить заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО не составит особого труда, если воспользоваться бланком, имеющимся в наличии в отделении СК или на официальном интернет-ресурсе компании.

Особые требования предъявляются реквизитам документа и полноте излагаемой информации о страховом случае. Заявление на ПВУ должно иметь:

  1. Точное и правильное название СК.
  2. Личные сведения о владельце пострадавшего автомобиля, данные на автомобиль и водителя.
  3. Детальное описание обстоятельств ДТП, включая день, час, место аварии, список поврежденных частей автомобиля, последовательность событий на дороге.
  4. Сведения о лице, спровоцировавшем аварию, и его автомобиле.
  5. Заключение по осмотру транспортного средства и выявленных повреждениях.
ПОДРОБЕЕ:  Как расторгнуть договор ОСАГО по своей инициативе и вернуть деньги?

С целью контроля за соблюдением СК сроков исполнения своих финансовых обязательств, на один из экземпляров заявления делается отметка о принятии документа к рассмотрению. Приложения к заявлению, подтверждающие его содержание, оформляют через специальный акт передачи документов, с указанием реквизитов для зачисления компенсации, перечне прилагаемых документов.

Внесение поправок в законодательство об автомобильном страховании позволило оптимизировать процесс получения возмещения, а введение безальтернативного ПВУ упростило подачу обращения. Однако следует иметь в виду, что применение прямого возмещения возможно лишь при наличии у обеих сторон действующих полисов и незначительности повреждений (без жертв).

Заключение соглашения

Договор о прямом возмещении убытков по ОСАГО изначально заключается между страховой организацией РСА. Согласно этому соглашению, соблюдаются условия выплаты страхового возмещения, регулируются спорные случаи, проводятся расчеты страховых выплат и тому подобное.

Профессиональный Союз Автостраховщиков позволяет пострадавшей стороне в ДТП получить выплату, когда прямое возмещение не производится по причине банкротства или отзыва лицензии у организации. Значит, Российский Союз Автостраховщиков возьмет на себя обязательства страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего и в случае своей ликвидации (банкротства) не в состоянии выплатить компенсацию.

Автомобили

Столкнувшись с подобной ситуацией, страхователю надо направить заявление о компенсационной выплате в РСА приложив перечисленный ранее перечень документов для ПВУ.

Расчет суммы

Не имеет значения кто будет осуществлять компенсационные выплаты РСА или страховщик, ведь размер возмещения определяется исключительно экспертной оценкой пострадавшего автомобиля.

Естественно, по большей части, размер компенсации будет зависеть от характера повреждений машины, но, помимо этого, на сумму влияют и другие факторы:

  • Территориальная принадлежность автомобиля. Здесь в расчет берется стоимость запасных частей и ремонтных работ относительно определенного региона;
  • Продолжительность защиты.

Размер компенсационной выплаты определяется независимой оценочной компанией, нанятой самим страховщиком.

Рассчитывая окончательную величину возмещения, эксперты принимают во внимание такие критерии, как характер повреждений, мощность и износ автомобиля, его изначальная стоимость, регион регистрации и дата выдачи полиса ОСАГО, а также водительский стаж заявителя.

Сумма возмещения определяется на основании Единой методики расчета ущерба (ЕМРУ), утвержденной Банком России (Положение от 19.09.2014 №432-П) и акта, составленного в ГИБДД после осмотра автомобиля. Чтобы вычислить размер страховой компенсации, независимые эксперты определяют затраты, которые необходимо произвести на ремонт автомобиля, закупку материалов и запчастей.

Приведем пример. В апреле 2019 года произошла авария, в которой был поврежден автомобиль Лада Гранта 2017 года выпуска. В результате был помят бампер, разбита левая фара и крепление к ней. Эксперты, опираясь на формулы из ЕМРУ и среднерыночные цены, определили, что стоимость материалов составит 2000 рублей, деталей – 7200 рублей, ремонтных работ – 4000 рублей. Таким образом, СК выплатит своему клиенту 13200 рублей.

Судебная практика при прямом возмещении убытков

Правовые позиции судов подтверждают ряд положений законодательства. П. 37 постановления Пленума ВС РФ N 2, принятого 29 января 2015 года, подтверждает безальтернативность прямого возмещения. П. 41 этого документа указывает на необходимость обращения к страховщику виновника, если столкнулись 3 и более автомобиля.

Дополнительным спорным моментом является обязанность привлечь к участию в судебном разбирательстве страховщика причинителя вреда, если оно касается оспаривания суммы, определенной своей компанией, на основании повторной экспертизы.

П. 11 этого документа указывает на возможность применения прямого урегулирования только в случаях, когда между машинами участников произошел контакт. Все остальные случаи рассматривает компания причинителя  вреда.

П. 14 обзора требует обращаться в компанию виновника, если своя страховая компания обанкротилась или лишилась лицензии.

Внедрение прямого урегулирования убытков позволило упростить процесс возмещения ущерба. При большинстве ДТП потерпевшему не приходится искать офис страховщика, а все финансовые вопросы решаются организациями без привлечения заявителя.

Это может быть полезным:

Автомобильные катастрофы по большей части спровоцированы одним из участников движения. То есть, сказать наверняка что виновны в аварии оба водителя довольно трудно. В судебной практике встречаются дела, когда ДТП происходят и бесконтактным путем, т. е. один водитель пострадал от нарушения правил другого пассажира.

Например, водитель автомобиля А ехал по своей полосе соблюдая правила дорожного движения, но навстречу ему выехала машина В, из-за неровности (ямы) на дорожном полотне. Чтобы избежать столкновения водитель машины А вывернул руль и ушел в кювет перевернувшись.

Говоря проще, пострадавшему водителю было отказано в ПВУ, поскольку катастрофа произошла без физического касания автомобилей, а в законе об ОСАГО говорится что прямое урегулирование возможно при автокатастрофе, произошедшей в результате взаимодействия автомобилей, при их непосредственном контакте.

ПОДРОБЕЕ:  ОСАГО онлайн в Тверской области

В таком случае ВС РФ постановил обратиться пострадавшему в компанию инициатора происшествия, будет отказано только в ПВУ, а не в компенсации.

Что делать если выплаты не хватает

  • Самой распространенной ошибкой при обращении к страховщику ОСАГО по ПВУ являются ошибки или неточности при составлении или оформлении документов
    необходимых для выплаты и как следствие страховая компания просто вынуждена отказывать в выплате. Невнимательность – это одна из самых распространенных
    причин отказа не только в обязательном страховании автогражданки, но и во всех остальных видах страхования. Мы рекомендуем все тщательно проверять, в
    особенности документы, которые оформляете вы сами в том числе сотрудники ГАИ: внимательно читайте справки, описания полученного ущерба и описания
    обстоятельств страхового случая. При малейшем намеке на неточность или недостоверность данных, требуйте чтобы документ был переделан, ведь от этого зависит
    выплатят вам или нет.
  • До последних изменений внесенных в ОСАГО потерпевший, если он не был указан в полисе как страхователь, не имел права обратиться по ПВУ. Сейчас же
    ситуацию изменили и теперь не важно страхователь, собственник или водитель являлся пострадавшим при ДТП, все они могут обращаться по ПВУ без проблем.
  • Единственная справка от ГАИ, которая соответствует правилам ОСАГО, является справка по форме 748, утвержденная приказом МВД от 25 сентября 2006 г. При
    получении такой справки внимательно с ней ознакомьтесь, так как именно в ней фиксируются повреждения вашего ТС и при отсутствии каких-либо поврежденных
    элементов, вам просто за них не заплатят. И оспорить выплату на основании такой справки даже в суде у вас уже не получится.

Не ошибайтесь, строго следуйте правилам и тогда проблем с выплатой по ОСАГО у вас не будет!

Для определения размера компенсационных выплат, страховщики пользуются услугами экспертизы. Но часто, подсчитанные суммы не устраивают потерпевших, поскольку они не способны покрыть весь полученный ущерб.

Конечно, страхователь вправе самостоятельно определить размер компенсационной выплаты с помощью специальных калькуляторов для расчета возмещения при ДТП. Но страховщики не примут такой расчет во внимание, поскольку необходима именно экспертная оценка.

Но в таком случае пострадавший водитель вправе обратиться к независимой экспертизе и на основе составленного акта оценки ущерба, требовать от компании соответствующего возмещения в том числе и покрытие расходов за услуги оценщика.

Когда платить должен виновник

Согласно закону о возмещении ущерба по ОСАГО, страхователи вправе получить не более 400 000 рублей за причиненный имуществу вред. Компания, защищающая водителей не может обеспечить выплатой компенсации больше установленной суммой.

Ситуаций, когда за нанесенный урон должен платить виновник, а не компания потерпевшего следующие:

  1. Страховая компания не заключала соглашения с РСА о ПВУ (надо обращаться в компанию инициатора аварии);
  2. У виновника автокатастрофы нет страхового полиса или он был недействителен в момент совершения ДТП;
  3. Размер ущерба превышает установленный законом максимум на выплаты компенсаций по имущественному вреду.

Отличие альтернативного ПВУ от безальтернативного

Мы уже говорили ранее, что до 2014 года, у страхователей, попавших ДТП и желающих получить возмещение была возможность выбора одно из двух вариантов обращения. То есть компенсация выплачивалась на усмотрение потерпевшего в своей страховой или в компании виновника. Такой способ назывался альтернативным ПВУ.

Какие нужно предоставить документы

Обращаясь в установленный срок за выплатой денег, потерпевший должен принести с собой определенный пакет документов, поскольку нехватка какой-либо справки может стать причиной отказа в выплатах.

Заполнив бланк заявления о выплате страхового возмещения, страхователю надо прикрепить следующие документы:

  • Бланк извещения о произошедшей автокатастрофе, заполненный обеими сторонами происшествия;
  • Копия справки об отсутствии или наличии протокола об административном нарушении;
  • Документы на машину (паспорт, регистрационное свидетельство);
  • Дубликат бланка страховки, паспорта и водительского удостоверения;
  • Квитанции об уплате различных услуг (эвакуатора, аварийного комиссара, штрафстоянка и т. д.)
  • При необходимости предоставляется доверенность на человека, выступающего от лица потерпевшего.

Когда не придется рассчитывать на ПВУ

Как известно, страховые компании по многим причинам могут отказать в возмещении. Иногда эти причины вполне законны, а бывает и наоборот. В подобных ситуациях страхователю надо отправится в суд предоставив справку об отказе в компенсировать вред.

Но стоит заметить, что отказ в ПВУ по автострахованию, не означает что потерпевший ничего не получит. Следовательно, получив отрицательное решение по выплате, страхователю нужно направить те же документы в организацию защищающую виновника происшествия.

Если водитель получает отказ в ПВУ от своей страховой компании, значит обстоятельства происшествия не соответствуют одному или нескольким требованиям:

  1. Невозможно определить виновного. Обстоятельства ДТП таковы, что сотрудник ГИБДД неспособен установить полноценную невиновность обратившегося за компенсацией водителя, а значит это будет устанавливаться судом;
  2. Есть жертвы. В автокатастрофе пострадало здоровье водителя;
  3. Разногласия. Неверно заполненные документы или споры сторон о виновности;
  4. Повторное обращение за выплатой. Заявление о ПВУ не примут в «своей» страховой если ранее подобное заявление было подано в компанию инициатора аварии;
  5. Ущерб имуществу кроме автомобиля. При повреждении техники, антиквариата, интеллектуальной собственности и других предметов, не относящихся к автомобилю.
Adblock detector