УТС по ОСАГО: расчет утери товарной стоимости авто в 2019 году

Как рассчитать УТС по ОСАГО

Когда расчеты ведутся страховой компанией, то размер потери товарного вида может достигать до 20%, взятых от самого реального ущерба, первично оцененного экспертом при наступлении страхового случая.

Данные ее изначально страховщик принимать не будет, так определено в ч.«б» ст. 1 законодательного акта от 23.06.16 г. №214-ФЗ, вступившего в полную силу 4 июля 2019 года.

Но зато водители смогут использовать отчеты такой экспертизы в суде или прилагать их к претензии, если будут не согласны с действиями страховой организации.

Для расчетов используют, как правило, два классических приема:

  1. По методу, предложенному Министерством юстиции России.
  2. По способу Хальбгевакса.

Все эти методы и способы применимы исключительно только к одному случаю ремонта машины, поэтому все расчеты будут вестись только по одной аварии.Расчеты способом Минюста РФ

В данном случае расчет УТС будет напрямую зависеть от следующих правил:

  1. Сумма всех коэффициентов должна быть снижена на 20%, когда производится замена конструктивов и их установка при помощи сварки.
  2. Суммы, которые выделялись страховой компанией на ремонт, не могут превышать стоимость новых деталей, годных к замене.
  3. Если обнаружиться, что выравнивание кузова было сделано еще до попадания машины в аварию, то тогда коэффициент Ki должен быть уменьшен наполовину.
  4. Полное либо частичное окрашивание авто всегда уменьшает его стоимость, но должен учитываться возраст машины – не более 5 лет для иностранных машин и 3-х – для отечественных.

Когда обнаруживают такие дефекты на деталях корпуса, образовавшиеся до момента наступления ДТП, которые следует ремонтировать строго путем окрашивания, тогда параметр Кокр(1) должен быть выставлен меньшим – 0,35.

Тогда результат вычислений будет меняться в зависимости от того, сколько насчитано таких дефектов (n).

Кокр – Кокр * n пов. / n.

Разу нужно отметить важные правила для этих расчетов, которые заключаются в следующих пунктах:

  1. Распространяется на машины-иномарки возрастом до 5 лет с показателями спидометра не выше – 100 000 км на дату совершенного ДТП.
  2. Распространяется на машины отечественного выпуска возрастом до 3-х лет и с показателями на спидометре не больше 50 000 км на дату случившейся аварии.
  3. Чтобы произвести расчеты следует собрать следующие входные данные:
    • цена авто на момент выпуска из завода – ЦН;
    • цена машины по рыночному спросу непосредственно перед самой аварией – ЦР;
    • год заводского выпуска авто;
    • объем денежной массы (средств), что понадобиться для восстановления машины – СО;
    • сколько стоят услуги ремонта – СР;
    • Какие фигурируют по случаю расценки на запасные части, детали, материалы – СМ.

После этих расчетов всегда будут находить еще и два вспомогательных – А и В, которые помогут привести самую формулу в более рабочий вид.

Здесь также понадобиться учесть несколько ключевых факторов:

  • если значение А выявляется меньшим 10% (ремонт достаточно дешевый), то показатель снижения денежных эквивалентов будут рассчитывать только в исключительных обстоятельствах;
  • если значение А выявилось большим 90%, а В – 40%, тогда уменьшающий показатель вообще не трогают (не рассчитывают) потому как ремонт очень дорогой.

Наиболее сложный порядок расчетов – это использование метода РД или Руководящего документа.

Ввиду сложности формулы и множества нюансов обычно такие расчеты производятся исключительно специалистами и только при помощи вычислительных компьютерных программ.

УТС по ОСАГО: расчет утери товарной стоимости авто в 2019 году

В основном метод применяется для определения товарного снижения иномарок Премиум класса или очень дорогостоящих машин заграничного производства.

Именно по той причине, что потеря товарной ценности автомобиля после аварии приравнивается к реальному ущербу, ее размер не оплачивается отдельно от максимально установленного лимита страховки по ОСАГО, а входит в него.

Это обозначает, что если по ущербу на сегодня установлен максимум в 400 000 рублей, то и УТС будет входить в эту сумму также, а не прибавляться к ней.

Пример расчета

Хоть старые машины и не рассматриваются для расчетов УТС, но мы приведем пример расчета для случая, когда авто попало в аварию в 2010 году.

Пример вычисления по методу Минюста:

  1. На ремонт отправили отечественное авто – ВАЗ 21047 2007 года выпуска в стандартной комплектации, с пробегом – 50 000 км, двигатель инжекторный, есть сигнализация.
  2. Ремонт капота.
  3. Первичная цена машины на 2007 год составляла – 208 000 рублей (цена авто-аналога).
  4. Цена машины за несколько дней до аварии определялась с учетом износа совокупно за все годы использования – 21,7%:

    (0,35% (износ на 1000 км. пробега) х 50 1,2% (показатель старения) х 3,5 (годы использования авто до оценки) = 21,7%).

  5. На момент определения стоимости такие авто уже были сняты с производства (2010 год, октябрь), поэтому цену посчитали – не 208 000, а 199 680 руб.:

    (0,96 х 208 000, где 0,96 коэффициент для машин снятых с производства).

  6. Цена авто после его продажи до аварии примерно составит – 179 712 руб.:

    (0,90 х 199 680 руб., где 0,90 – коэффициент снижения стоимости для авто возрастом более 5 лет).

  7. Цена авто с учетом износа – 140 714,50 руб.:

    (179 712 – (179 712 х 21,7%/100%) = 140 714,50 руб.).

  8. Чтобы определить среднюю стоимость автомобиля для рыночных предложений, используются специальные таблицы, в которых отобраны 5 вариантов цен для такого типа автомобиля: 120 750 руб., 127 200 руб., 132 500 руб., 130 000 руб., 125 730 руб. Найдено среднее значение – 127 236 руб.:

    ((120 750 руб. 127 200 руб. 132 500 руб. 130 000 руб. 125 730 руб.) / 5 = 127 236 руб.)

  9. Если учесть 95% уторговывания, то можно определить окончательный вариант прогнозируемой цены авто до аварии – 120 874,20 руб.
  10. Коэффициент использовался – 0,40.
  11. Нахождение УТС:

120 874,20 * (0,40 0,40 0,40) / 100 = 1450,50 руб.

Для несложного ремонта иномарок используется коэффициент «Ki» в значении – 0,30, а для сложных ремонтных работ – 0,70.

При переносе этих показателей на отечественное, да еще и устаревшее даже для 2010 года авто для сложных ремонтов использовать можно показатель – 0,40.

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.
  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Экспертиза и последующий расчет УТС автомобиля после дорожно-транспортного происшествия необходимы для определения и фиксации повреждений, полученных автотранспортным средством вследствие аварии с последующим расчетом нанесенного ущерба и убытков.

УТС по ОСАГО: расчет утери товарной стоимости авто в 2019 году

Действительно, при определении величины утраты товарной поврежденного транспортного средства с последующим ремонтом используются два подхода ― эти методики в полной мере изложены в методическом руководстве для судебных экспертов от 2008-го года и в РД 37.009.015-98 с учетом изменений 1-6, и пр.

Нормативные акты рассматривают понятие УТС автомобиля как утраты товарного вида. Даже если повреждения в время ДТП были незначительные, а транспортное средство — полностью восстановлено, оно все равно будет считаться битым. Для владельца битой машины это означает одно — продать ТС по среднерыночной цене он не сможет.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО после ДТП выплачивается только в том случае, если страхователь выбрал полис с соответствующими опциями. УТС вписывается в перечень рисков не очень часто, страховщики информацию по услуге клиентам раскрывать не спешат, акцентируя внимания на основном ремонте и выплате компенсаций.

Обращаться за выплатой УТС по ОСАГО страхователь может в страховую, где оформлял полис, или суд, если СК отказала ему в возмещении ущерба. Сумма компенсации рассчитывается с учетом результатов независимой экспертизы повреждений, состояния авто после аварии.

Как получить компенсацию

Утеря товарной стоимости автомобиля в результате аварии снижает стоимость транспортного средства на 20-30%. Получить возмещение по закону можно, но не для всех категорий авто. УТС по ОСАГО выплачивается, если:

  • заявление подает потерпевшая сторона в ДТП;
  • сумма восстановления составляет до 400 000 рублей;
  • возраст автомобиля — не более 3 лет для отечественных машин и не более 5 лет для иномарок;
  • авария была первой с момента покупки ТС, а степень износа основных рабочих узлов по результатам независимой экспертизы составляет 35%.

Не производится компенсация потери товарного вида автомобиля, используемого для коммерческих перевозок.

Выплата по ОСАГО УТС производится непосредственно страховой или в судебном порядке. Сначала владельцу транспортного средства нужно будет обратиться в СК, где он оформлял полис.

Процессы получения УТС до сих пор сегодня еще находятся на стадии разработки и усовершенствования. Но это не говорит о том, что получить от страховщика покрытие подобного рода убытков нереально.

Для этого просто пишут заявление, подают необходимые документы и проходят определенную процедуру взыскания со страховщика сумм УТС.

Только сначала необходимо обратить внимание на условия страхового договора – нет ли там оговорки об освобождении страховщика от обязанности, погашать суммы ущерба при снижении товарной стоимости поврежденного в ДТП авто.

Потому что такое содержание пункта обязательств страховщика хоть и ничтожно на основании законов, но все равно решать тогда придется этот вопрос через суд.

Заявление

Заявление-требование для оплаты страховщиком сумм утраченной товарной стоимости машины, которая была восстановлена после ДТП, обязательно должно составляться и подаваться на регистрацию в канцелярию страховой компании в 2-х экземплярах.

ПОДРОБЕЕ:  Купить полис ОСАГО Онлайн в Соколе. Узнать стоимость страховки ОСАГО. Цена ОСАГО в Соколе

Видео расчет цены автогражданки

Один заверенный входящим способом экземпляр идет на рассмотрение руководства компании, а второй – отдается на руки подателю требования.

Заявление, как правило, составляется исковое потому, что порядок возмещения УТС еще находится в стадии разработки, а это значит, что не все страховые организации сразу же бросятся удовлетворять такие просьбы.

Документ должен содержать следующие основные пункты:

  1. Шапка заявления включает в себя:
    • название судебной инстанции;
    • данные страховой компании как Ответчика;
    • данные клиента страховой компании как Истца;
    • данные третьего лица – виновника ДТП;
    • цена иска и размер госпошлины.
  2. Описание автодорожного случая и характер повреждений машин.
  3. Указать, что истец является клиентом страховой компании, что подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  4. Пропись факта обращения в страховую компанию за выплатами.
  5. Факт отказа страховой компании.
  6. Законодательные обоснования – приводятся статьи закона, подтверждающие право страхователя получить от страховщика суммы УТС.
  7. Факт обращения страхователя к независимой экспертизе и приложение отчетных документов, где указана сумма УТС.
  8. Цена иска – это невыплаченная сумма УТС.
  9. Далее следует сама просьба, которую лучше излагать по пунктам. В столбик – «ПРОШУ взыскать с ответчика»:
    • суммы УТС;
    • размер судебных издержек;
    • госпошлину, что оплачивалась истцом.
  10. После этого в обязательном порядке перечисляются все документы, которые служат приложением к заявлению.
  11. Оканчивается документ подписью истца и датой составления.

Документы

К документам, сдаваемым вместе с исковым заявлением, относятся следующие бумаги:

  • гражданский паспорт, его копия;
  • водительские права;
  • полис ОСАГО или договор;
  • копия заявления и претензии, которые были поданы ранее истцом при досудебном урегулировании;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • документы на машины – ПТС, свидетельство о регистрации, техталон или диагностическая карта;
  • документы из ГИБДД – копия справки о ДТП, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол и прочее;
  • копия извещения о ДТП;
  • копия акта о наступлении страхового случая;
  • документы от экспертных оценщиков о реальной стоимости ремонта авто;
  • акт осмотра экспертным оценщиком;
  • отчет о размере УТС от независимого эксперта;
  • договор, что заключался между экспертным оценщиком и клиентом-истцом;
  • копии иска по тому количеству участников в деле, которые фигурируют в самом исковом заявлении.

Порядок взыскания

Чтобы быть уверенным в том, что вам возместят убытки в полном объеме, и не задаваться больше вопросом о том, как вернуть УТС по ОСАГО, необходимо просто изучить руководство по оформлению такого платежного параметра.

Порядок взыскания со страховой компании УТС заключается в следующих шагах:

  1. Подать заявление в страховую с просьбой компенсировать повреждения.
  2. Ждать одобрения в письменной форме и дальнейшего перечисления денег. Напомним, суммы УТС отдельно не начисляют так, чтобы они превышали общий максимум сумм страховки по ущербу (400 000 руб.).
  3. Провести самостоятельный анализ по вероятности возмещения потерянной стоимости машины.
  4. Показать независимым экспертным оценщикам поломанную машину или подать им документы, свидетельствующие о поломках, их деталировке, сметной стоимости или калькуляции ремонтных работ для того, чтобы они смогли рассчитать УТС.
  5. Написать заявление-требование с просьбой выплатить сумму потерянной товарной стоимости машины, которая образовалась после ее ремонта.
  6. Если страховая присылает отказ с реальными аргументами, тогда нужно писать претензию на имя руководителя страховой организации.
  7. После отказа и на претензию, можно уже подавать иск в суд.
  8. Судебным решением обычно определяет выплата УТС по страховому случаю.

Тогда зачем нужна независимая экспертиза? Очень просто – она пригодится для дальнейшего расчета УТС.

Нельзя забывать писать свои реквизиты, куда следует перечислять суммы УТС, банковских счетов. Эти реквизиты прилагаются повсюду – как в заявлении, в претензии, так и в судебном иске.

Как рассчитать УТС по ОСАГО?

Если расчёт компенсации за УТС ведут сами страховщики, то максимальный размер компенсации может составить 20% от причинённого ущерба, который был оценён первым делом экспертом при наступлении страхового случая.

Нелишним будет провести собственную независимую экспертизу. Её результаты страховая компания, конечно, во внимание принимать не будет, но если дело дойдёт до судебных разбирательств, то результаты самостоятельной проверки точно не будут лишними в качестве доказательств.

При расчёте возмещения ущерба за потерю товарной стоимости можно использовать два метода:

  1. Метод Минюста РФ.
  2. Метод Хальбгевакса.

Оба метода, стоит ещё раз заметить, применимы только к одной аварии.

Метод, предложенный Минюстом РФ, актуален для транспортных средств, чей возраст не превышает пяти лет, а износ – 40%. При расчёте используется формула, где часть суммы, которой транспортное средство лишилось в результате ДТП, равна изначальной стоимости авто до аварии (в разумных пределах), умноженной на суммарный коэффициент реставрации (устанавливается для каждого повреждённого элемента в отдельности и определяется специальной экспертизой), разделённый на сто.

При этом:

  1. Суммарный коэффициент нужно снизить на 20% при замене конструктивов и крепежей.
  2. Деньги, которые выделяются страховщиками, по своему объёму не могут превышать стоимости новых деталей, которые нужно использовать при замене.
  3. Если кузов автомобиля выравнивался ещё до попадания в аварию (мало ли какие случаи бывают), суммарный коэффициент снижается на 50%.
  4. Окрашивание либо всего авто, либо его частей снижает общую стоимость, если возраст машины не более трёх лет (для машин отечественного производства), пяти лет (для машин иностранного производства).

Примечание: если детали требовали покраски ещё до ДТП, то первичный коэффициент окрашивания (исходно равный 0.5) понижается до 0.35. Тогда результат измерений будет зависеть только от числа обнаруженных дефектов, требующих покраски, а считать нужно будет разность между первичным коэффициентом и уменьшенным вторичным (последующим).

При использовании метода Хальбгевакса нужно учесть, что:

  1. Он актуален для иномарок, возраст которых не превышает пять лет, а пробег – 100 тысяч км на момент совершения дорожно-транспортного происшествия.
  2. Он актуален для машин, произведённых в России возрастом до трёх лет и с пробегом не более 50 тысяч км на момент совершения ДТП.
  3. Не применяется для авто, побывавших в ДТП более одного раза.

При расчёте будут использоваться условные обозначения, которые будут приведены далее вместе с их пояснениями:

  • ЦН – стоимость нового транспортного средства (как только он был спущен с конвейера);
  • ЦР – рыночная цена авто перед ДТП;
  • СО – утраченная рыночная стоимость;
  • СР – стоимость ремонтных услуг;
  • СМ – цены комплектующих, которые будут заменены при ремонте.

Расчёт по методу Хальбгевакса применяется только в том случае, если размер компенсации за УТС превышает 40%. Чтобы выяснить этот показатель, нужно ЦР разделить на ЦН и умножить на сто.

УТС по ОСАГО: расчет утери товарной стоимости авто в 2019 году

Затем необходимо узнать вспомогательные показатели. Пусть они будут называться А (СО разделить на ЦР и умножить на сто) и В (СР разделить на СМ и умножить на сто).

Также нужно найти специальную таблицу, рассчитанную для метода Хальбгевакса, которая позволяет определить максимальный размер компенсации за УТС для легковых авто. Устанавливается коэффициент К, который затем применяется в конечной формуле УТС: К разделить на сто и умножить на сумму ЦР и СО.

Что делать дальше? Ещё раз рассчитать показатели А и В. И так до тех пор, пока формула не примет рабочий вид.

При этом, если А меньше 10%, то коэффициент снижения денежных затрат будет рассчитываться только в особых случаях. Если А больше 90%, а В более 40%, то уменьшающий показатель не рассчитывается.

Коэффициент А характеризует стоимость ремонта транспортного средства.

Единая методика расчета ущерба минюст 2019

Утрата товарной стоимости будет рассчитываться для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость ремонта отдельных элементов кузова, полная или частичная окраска его поверхности, замена рамы, полная разборка салона автомобиля или его части, говорится в документе.

Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС будет определяться для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС.

Еще одним камнем преткновения стала Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденная Центробанком. Этот документ устанавливает правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО, в частности порядок определения износа деталей и стоимости автомобиля до повреждения. Выплаты осуществляются с учетом степени износа.

Владельцам авто важно знать, что УТС наступает не во всех ситуациях. Его наличие зависит от таких параметров как:

  1. объем восстановительного ремонта.
  2. эксплуатационный износ авто;
  3. официальный возраст машины;
  4. степень и вид повреждений;

По состоянию на начало 2019 года расчет данного показателя эксперты чаще всего проводили, основываясь на методике Минюста, которая определяет, что подобный ущерб может возникать у легковых авто, которые не пересекли 5-летний рубеж, и износ которых не более 35%.

Предполагается, что методика оценки утраты товарной стоимости (УТС) будет включена в Единую методику оценки ущерба, а ее применение станет обязательным для страховщиков ОСАГО. Это может снизить среднюю величину УТС примерно на 15–30%.

Два автомобиля, попавших в ДТП

Для определения полной суммы к возмещению пострадавшей стороне после ДТП, Центробанком была создана единая методика расчета ущерба по ОСАГО в РСА. Ранее система была несколько иначе: водитель попадал в аварию, после чего требовал денежную компенсацию со страховой компании виновника, которая в свою очередь могла выплатить только ту сумму, которая была разрешена законодательством.

Жалобы в КС подали автовладельцы из Краснодарского края Андрей Аринушенко, Галина Береснева, Валерия Реутова и Олег Середа. Каждый из них попал в ДТП и получил со страховых компаний выплаты на ремонт с учетом износа деталей.

Размер возмещения УТС по ОСАГО

Чтобы узнать ориентировочную сумму компенсации, можно использовать онлайн-калькуляторы УТС по ОСАГО, но стоит учитывать, что точно рассчитать УТС по ОСАГО может только сотрудник страховой с учетом индивидуальных параметров.

Способы расчета:

  1. Минюста — самая популярная схема. Рассчитать размер выплат по единой методике Минюста сможет специалист страховой компании. Амортизация автомобиля должна быть не более 35%. Формула расчета выглядит как C = S * ∑ Ki / 100, где C — утерянная доля от первоначальной цены машины после аварии, S — обычная цена ТС до аварии, Ki — коэффициент для каждого поврежденного элемента (если рассчитает представитель страховой). УТС в данном случае зависит экспертной оценки восстановительных работ.
  2. Метод руководящего документа — расчет потери товарной стоимости рассчитывается с максимальной точностью, но делает это специалист. Чтобы получить сумму возмещения, нужно сложить общую сумму по потере товарной стоимости — это ущерб для покраски, каркаса, элементов кузова, съемных деталей.
  3. Хальбгевакса — популярная в Европе схема, в России она тоже используется, но реже. Метод расчета УТС автомобиля по ОСАГО Хальбгевакса учитывает общие цены по услугам, типа ремонта не рассматривает.
ПОДРОБЕЕ:  Осаго южурал аско

С помощью показателей А и В можно будет получить коэффициент К.

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

А-соотношение В-соотношение до 2 месяцев до 6 месяцев до 12 месяцев до 24 месяцев до 36 месяцев до 48 месяцев до 60 месяцев
I 10-20% a >130 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
b <130-100 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
c <100-70 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
d <70-50 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,10 0,50
e <50-40 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50
II 21-33% a >130 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
b <130-100 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
c <100-70 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
d <70-50 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
e <50-40 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75 0,25
III 34-45% a >130 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
b <130-100 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
c <100-70 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
d <70-50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
e <50-40 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,5
IV 46-65% a >130 5,75 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75
b <130-100 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
c <100-70 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
d <70-50 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
e <50-40 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
V 66-90% a >130 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00
b <130-100 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
c <100-70 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
d <70-50 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
e <50-40 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00

Примеры из судебной практики

Требование возмещения утраты товарной стоимости автомобиля законно, так как вы обязательно потеряете в цене, если будет продавать автомобиль, который уже побывал в аварии.

При заполнении заявления в страховую компанию с требованием о возмещении, причинённого вам вреда обязательно указывайте УТС, если вы имеете на него полное право.

В случае невыплаты УТС со стороны страховой компании смело отправляйте претензию в суд. Срок выплаты УТС будет зависеть от даты судебного заседания.

ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УТС

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

А отрицательные результаты могут быть связаны с неправильно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и прочими факторами, которые суд сочтет неправомочными со стороны подателя заявления.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2018 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Получается, что уверенности в том, что утрату товарной стоимости автомобиля можно будет возместить через страховую компанию, у автовладельцев на сегодня нет. Но это еще не обозначает, что пытаться не стоит.

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Одни иски удовлетворяются в пользу требования страховщику оплатить УТС, другие – нет. В большинстве своем такие взыскания проходят успешно для клиентов страховых компаний.

В этих случаях, конечно же, дела будут выиграны страховыми компаниями, а не их клиентами.

Можно для наглядности привести два примера из судебной практики, показывающих динамику и ход развития решения таких вопросов:

  1. Отрицательное для истца решение суда. Автотранспортное средство Toyota Corolla, принадлежащий ООО «Вологдапромсоль», пострадал в аварии летом 2019 года. Федеральным Северо-западным арбитражным судом было принято решение отказать в просьбе истца о возмещении УТС по данном случаю. Страховая организация ОАО «Железнодорожная страховая компания» сумела доказать, что большая часть повреждений была на авто еще до аварии. Суд удовлетворил только просьбу о выплате суммы на ремонт тех повреждений, что были причинены посредством ДТП.
  2. Положительное для истца решение суда. В конце 2015 года (ноябрь) в Свердловской области Арбитражным судом было принято решение удовлетворить просьбу о взыскании страховки и УТС по страховому случаю ОСАГО (дело №А 60-6977/2015). Постановление гласило о том, что УТС также признается реальным ущербом, подлежащим к возмещению страховой компанией.

Рублевые купюры

Есть случаи, когда суды удовлетворяют просьбы, мотивируя свои решения Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года.

Только нужно, чтобы автомобиль соответствовал всем параметрам, которые выставлены на сегодня по правилам начисления УТС.

Тогда есть шанс, что суд постановит, чтобы сумму сниженной рыночной стоимости машины потерпевшего возмещал виновник аварии.

В какой срок выплачивается

Перечислить суммы УТС страховая компания обязана в течение 20 дней с момента подачи заявления клиентом. Точно такие же сроки предусмотрены и для выплат страхового возмещения. Подать заявление после случившегося можно в течение 3 лет.

По истечении 3-х лет со дня происшествия воспользоваться правом получения страховки вместе с УТС – нельзя. Рассмотреть и удовлетворить заявление компания обязана в течение максимум 3-х рабочих дней.

Подать запрос на компенсацию нужно в течение 3 лет после аварии — по истечении данного срока заявление рассмотрено не будет. Получить выплату УТС согласно закону заявитель должен в течение 30 суток после подачи заявления. Если СК даст отказ, он должен быть оформлен в течение 5 дней и с подробной мотивировкой причин.

Что говорится в законодательстве

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

А точнее, должен учитываться при определении реального размера стоимости повреждений машины после аварии. Именно на этом основании страховые обязаны теперь выплачивать соответствующие размеры УТС пострадавшим в ДТП водителям.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

Образец заявления в страховую после ДТП

Еще буквально до начала 2015 года УТС не относили к реальному ущербу и не обращали на него особого внимания. Теперь же, с 29.01.15 г.

Постановлением Пленума ВС РФ №2 в абзаце 1 статьи 29 этот параметр расчетов страховых со своими клиентами определен как реальный ущерб, а потому он должен всегда приплюсовываться к страховой выплате.

В случае невыполнения такого указания составляется претензия по УТС ОСАГО на имя руководителя страховой компании, и если она не будет удовлетворена, то вполне вероятно страховщика могут оштрафовать или даже отобрать лицензию.

В каких случаях выплачивается УТС

Параметры Условия для начисления УТС к страховке
Эксплуатационный статус машины ТС повреждено.

Авто попало в ДТП, подверглось влиянию природных катаклизмов, и др.

Возраст машины Для иностранного производства авто – не старше 5 лет.

Для отечественного производства авто – не больше 3 лет.

Износ Российские машины – не более 35%.

Иностранные авто – не больше 40%.

Пробег Отечественные ТС – не больше 50 000 км.

Иностранные ТС – не превышая 100 000 км.

Степень сложности ремонта Прогнозируется, что машине не нужен ремонт первой степени технической сложности.
Обязательное отношение к страховым случаям Нет.

Повреждения автомобиля, оцениваемые в перечень тех, которые снижают рыночную его стоимость, не должны были появиться в результате наступления страхового случая.

Возникновение УТС из-за ремонта Да.

Авто может получить повреждения в результате некачественно проведенного ремонта, эвакуации, хранения на стоянке, иное.

Например, если обнаружился разнотон окрашенных поверхностей автомобиля после восстановительных работ.

УТС считается условной величиной уменьшения стоимости авто. Она узаконена в России, поэтому страховые фирмы обязаны её учитывать при определении полной и реальной стоимости машины.

Но страховщики не во всех случаях так поступают. Есть свои правила нахождения размера УТС по КАСКО при условии ремонта на СТОА. То же самое касается и случаев выплат по полисам ОСАГО – там действуют другие правила расчета и учета УТС.

По ОСАГО

Основываясь на пунктах 37 и 50 Постановления Верховного Суда Российской Федерации №58 от 26.12.2017г., потеря товарной стоимости тоже является реальным ущербом. Такая величина, как считают законодатели и правовики, подлежит возмещению наряду со стандартными компенсационными выплатами.

При этом в абзаце 2 п.37 приводимого здесь в качестве основания Постановления, говорится, что УТС обязаны учесть в случаях с реализацией автостраховки обязательного типа – ОСАГО.

  1. Договор ОСАГО должен быть действующим.
  2. Под УТС подходит только ухудшенный товарный внешний вид и эксплуатационные свойства техники. Поломки тюнинга, дополнительного оборудования, иное здесь не принимается во внимание.
  3. Страхователь подаёт заявление на компенсацию. Но ему не обязательно указывать просьбу также и о выплате УТС, а только о полагающейся компенсации.

Сумма утраченной стоимости авто будет определена к погашению счета, выставленного ремонтными автомастерскими при восстановлении машины после аварии.

Общая величина страховки не будет превышена лимита, устанавливаемого законодательством для восстановления авто (максимум 400 000 рублей в 2018 году).

По КАСКО

Заключаемые с автомобилистами договора КАСКО относятся к добровольному виду автомобильного страхования. Здесь защищаются не столько водители, сколько сама машина от разных рисков (хищение, угон, вандализм, ДТП, иное).

Поэтому такой вид услуг также еще относят к имущественным типам страхования. Тогда как ОСАГО защищает гражданскую ответственность лица, управляющего авто и попавшего в ДТП, перед другими участниками автодорожного движения.

  1. В свете добровольного имущественного страхования УТС тоже расценивается как реальный ущерб, который потерпела машина автовладельца.
  2. Не все страховые готовы на свободное зачисление сумм УТС к страховой компенсации.
  3. В случае отказа, страхователь имеет право решить вопрос через суд. Практика судопроизводства в данных вопросах показывает, что дела выигрываются чаще всего именно автомобилистами.
  4. На основании решения суда собственники автомобилей получают суммы УТС.
  • выравнивали геометрию, восстанавливали прежнюю форму кузова;
  • замена элементов кузова – полная, либо частями;
  • ремонт некоторых элементов кузова;
  • окрашивание металлических, неметаллических деталей;
  • капитальный ремонт с заводской разборкой и сборкой, заменой деталей.

В связи с тем, что утраченная стоимость машины признана реальным ущербом, её размер страховые компании обязаны внести в общую сумму страховых выплат по полису КАСКО.

Но перед тем как рассчитывать на прибавку к страховке, важно изучить детали условий договора. Если в нем говорится о том, что УТС не учитывается, тогда выплат добавочных не будет.

Сниженная товарная стоимость машины, попавшей в автодорожную аварию, может быть оплачена только в том случае, если испорченные и поломанные детали существенно портят ее внешний вид и затрудняют использование четырехколесной автотехники.

Перед тем как рассчитать этот показатель необходимо еще учесть некоторые правила, которые заключаются в следующем:

  1. При начислении УТС для автомобиля отечественного производства, износ должен составлять не больше, чем 40%. При этом возраст авто должен быть 3 года, а пробег не превышать 50 000 км.
  2. Когда рассчитывается УТС для иномарки, то ее износ тоже не должен быть более 40%, но по возрасту такие машины допускаются к рассмотрению не старше 5 лет с пробегом, не превышающим 100 000 км.
  3. Автомобиль за всю свою историю существования не должен попадать в аварию ни одного раза, только тогда УТС будет учтен.
  4. Отечественные автобусы и грузовой транспорт, которым более 1 года.
  5. Иномарки, по которым гарантийный срок истек.
  6. Иностранные автобусы возрастом более 5 лет.

На пробег обращают внимание не все страховые службы, но все-таки учесть этот параметр также стоит перед тем, как подавать заявление на оплату утраты товарной стоимости техники.

Нужно помнить об условиях страхового договора, если в этом документе есть пункт, где сказано, что страховщик имеет право отказать в выплате клиенту УТС, тогда ни один суд не станет на сторону страхователя – клиента компании.

Потому как условия соглашения, заключенного между сторонами изначально, являются первичной базой, на которую будет опираться судебная инстанция при рассмотрении дела.

Стопка документов, лежащих на столе

Кроме этого, нужно еще отметить случаи, когда именно следует применять расчет потери товарной стоимости автомобиля, привести в доаварийное состояние на 100%, которое невозможно. УТС применяется в следующих случаях, когда необходимо:

  • разбирать и собирать салон;
  • рихтовать и окрашивать поверхность машины;
  • производить замену (полную или частичную) каких-то несъемных конструкций;
  • править геометрию кузова, рамы и устранять их деформацию;
  • ремонтировать двери, крышку для багажника, пластиковое крыло и прочее.

При этом смотрят еще и на то, как машина движется, трогается с места, совершает маневры, какие требуется произвести ремонтные работы внутренних деталей автомобиля, отвечающих за его прямую эксплуатацию.

Если нужно устанавливать только мелкие какие-то элементы, то УТС не учитывается. Это могут быть молдинги, корпус зеркала, дверные ручки, накладки, часть облицовки и прочее.

Мы уже упоминали некоторые условия, когда можно рассчитывать на возмещение УТС (возраст авто не более 5 лет, амортизация до 35%, пробег до 100 тыс. км). Так как это обязательная автогражданка, то вам также не полагается никаких выплат, если вы являетесь виновником ДТП. Существует еще ряд случаев, по которым в 2019 году УТС по ОСАГО не взыскивают. К ним относятся:

  • легкий ремонт или замена деталей, не требующая восстановительных работ по конструктивной части;
  • в страховом случае были повреждены элементы, которые уже имели дефекты;
  • необходимость полной или частичной окраски кузова при наличии ранее нанесенных дефектов, коррозии, факта замены заводского покрытия.

Изучайте свои права и учитесь правильно ими пользоваться.

Кто оплачивает

Оплачиваться утрата товарной стоимости должна тем лицом, который является ответчиком по исковому заявлению. Это может быть как стразовая компания, так и виновник ДТП.

В том случае, когда сумма страховки уже составила 400 000 рублей (по закону страховщик больше выплатить не может), тогда оставшийся размер УТС будет возмещать сам виновник аварии из собственных средств.

Неустойка

Сейчас отдельного положения по неустойке при невыплате или задержке выплаты сумм УТС страховыми компаниями не предусмотрено. Все подобные случаи подлежат окончательному урегулированию в общепринятом порядке.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

Всего обычно на исполнение судебного решение дается 20 дней.

Это обозначает, что неустойка будет устанавливаться та, которая обычно принимается за меру ответственности при просроченном исполнении или неисполнении судебного решения.

На сегодня если суд вынесет решение, чтобы страховщик оплатил УТС клиенту, и будут замечены задержки, либо отказы со стороны страховой компании, то он будет оплачивать 1% за каждый просроченный день от суммы ущерба, которую он должен погасить.

При ремонте на СТО

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Здесь точно также следует обратить внимание на содержание договора, есть там приписка о том, что страховщик не несет ответственности по вопросу компенсации УТС.

Суд принимает в большинстве случаев положительные для клиента решения только тогда, когда в договоре нет отказов со стороны страховой компании, оплачивать оплачивать УТС по КАСКО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Возместить сниженную товарную стоимость автомобиля можно также и по полису КАСКО, а не только ОСАГО.

Еще нужно не забывать о том, что в добровольном порядке страховая вряд ли согласиться возместить такой ущерб, поэтому придется обращаться в суд по такому же алгоритму действий, что и при обращении в судебную инстанцию по ОСАГО.

В остальном же правила для расчетов УТС действуют практически такие же, как и в случаях вычислений данного параметра по полису ОСАГО.

Для удобства изучения можно все параметры свести в одну таблицу, чтобы легче было определить разницу между УТС по КАСКО или УТС по ОСАГО.

Сразу бросается в глаза именно размер износа: по ОСАГО – не более 40%, а по КАСКО – не более 35%.

Метод Минюста РФ оценки утраты товарной стоимости

Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.

УТС = (К/100)*(ЦР СО)

  • УТС – утрата товарной стоимости;
  • К – коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса;
  • ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
  • СО – общая стоимость ремонта.

(ЦР/ЦН)*100 %

  • ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
  • ЦН – цена нового автомобиля на момент выпуска.

Если полученный результат ниже 40 %, то УТС рассчитывать нецелесообразно. При результате свыше 40 % УТС рассчитывается.

А = (СО/ЦР)*100 %

В = (СР/СМ)*100 %

  • СР – стоимость работ;
  • СМ – стоимость материалов и запасных частей.

При А < 10 % (т.е. когда стоимость ремонта значительно ниже цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях.

Досудебная претензия в страховую компанию по УТС

При А > 90 % (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС рассчитывать нецелесообразно.

При В < 40 % (т.е. когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС также рассчитывается только в исключительных случаях.

Если произведённые вычисления подтвердили целесообразность расчета УТС, следует определить по таблице Хальбгевакса значение коэффициента К и подставить его в исходную формулу.

Adblock detector