Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Размер штрафа

Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2018 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.

Не секрет, что пешеходный переход считается место крайне повышенной опасности. Согласно практике, обычные люди, которые не привыкли передвигаться посредством транспортных средств, достаточно плохо знают о своих обязанностях на дороге.

В представленной статье будут рассмотрены основные вопросы касательно данной темы:

  • штраф при не пропуске пешехода на зебре;
  • правила проезда зебры для водителей;
  • основные обязанности пешеходов при пересечении проезжей части;
  • правила доказательства своей невиновности при выписывании штрафа за пешехода.

Кстати, последний пункт является очень важным, так как за неправильный переход человеком дороги в неположенном месте или с нарушением ПДД на него ложится обязанность по уплате штрафа. Почему? Своим поведением на дороге нерадивый пешеход подвергает опасности не только себя, но и водителя, его пассажиров.

Нельзя не учесть тот факт, что при ситуациях, когда водителем не пропускаются люди, пересекающие проезжую часть под зеленый свет (имеется в виду светофор для пешеходов), его ожидает совершенно другое наказание:

  1. Если не произошло остановки на красный цвет – 1 000 руб. за первое нарушение, 5 000 руб. за повторное нарушение. Злостные нарушители получают лишение ВУ сроком от четырех до шести месяцев.
  2. Если не произошло остановки перед стоп-линией, что, в свою очередь, создает определенные помехи людям при переходе по зебре – 800 руб.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что если камерой на дороге будет зафиксирован момент езды водителя по пешеходному переходу под запрещающий знак светофора, он будет наказан соответствующе (в таких случаях возможно лишение прав).

Если же пешеход был не пропущен на переходе, где нет регулировки, или на зебре, то потребуется нести ответственность на основании статьи № 12.18 КоАП.

Статистика утверждает, что часто происходят ситуации, при которых не пропуск пешехода влечет за собой столкновение и даже наезд. Тогда вполне возможно наложение на виновника уголовной ответственности.

В автошколах водителей учат основам психологии не просто так. Благодаря определенным знаниям, полученным по данной дисциплине, они учатся сохранять чувство бдительности постоянно, а особенно в моменты подъезда к знакам «Школа», остановкам общественного транспорта, парковкам около гипермаркетов и тому подобное.

Штраф пешеходу за переход в неположенном месте начисляется на основании ст. 12.29 КоАП РФ.

Размер штрафа зависит от того было ли правонарушение единичным или же подобные ситуации уже присутствовали и были зафиксированы в протоколе.

При первичном нарушении, сотрудник ГИБДД вправе ограничиться вынесением предупреждения.

Если нарушение было зафиксировано впервые, но следствием его стало создание серьезных препятствий для дальнейшего движения транспорта и угрожало жизни других граждан, нарушитель не сможет рассчитывать на подобное снисхождение. Размер штрафа составляет не менее 1 тысячи рублей. В ряде случаев он может быть увеличен.

Повторный переход дороги в непредусмотренном для этого месте карается штрафом в размере 500 рублей.

Неправомерные действия пешехода, ставшие причиной причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, караются штрафом в размере до 1500 рублей.

Пример: Гражданин Силков Р. И. спешил на работу и потому перебегал дорогу в неположенном месте. Не оценив интенсивность потока машин, он вышел на дорогу из-за припаркованного грузовика, чем вынудил идущее на него транспортное средство резко затормозить.

В итоге создавшейся аварийной ситуации пострадал водитель следующего за данной машиной транспортного средства, а также сам пешеход.

Данным гражданином была создана опасная аварийная ситуация, угрожающая жизни и здоровью окружающих людей, потому сотрудники ГИБДД сочли возможным оштрафовать его на максимальную сумму по данному виду правонарушений.

Наказание за описываемое правонарушение пересмотрено 11.10.2019 года. Каким будет штраф в 2019 году, если не пропустил пешехода на пешеходном переходе, определяется ст. 12.18 КоАП. Он колеблется в рамках взыскания 1.5-2.

5 тысячи рублей. В данном случае водителя накажут за непредоставление преимущества прохожим. Конкретная сумма зависит от обстоятельств происшествия и степени опасности, которую нес автомобиль нарушителя.

Штраф за обгон на пешеходном переходе определяется по п. 4 ст. 12.15 КоАП и составляет 5 тысяч рублей. Также виновному грозит лишение прав от 4 до 6 месяцев, а за повторное нарушение уже до одного года.

ситуация Наказание
человек получил легкие травмы штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет
вред здоровью средней тяжести штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет
тяжкий вред здоровья тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет
смертельный исход лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения — до 7 лет.

Сумма штрафа зависит от ситуации и степени тяжести допущенного нарушения. Проезд по переходу в тот момент, когда на нём находился пешеход, является административным правонарушением, предусматривающим до последнего времени штраф в размере 1500 рублей.

Если же переход регулируемый, то за проезд на красный свет водитель может недосчитаться 1000 рублей на первый раз, при повторном нарушении сумма штрафа может составить 5000 рублей. Для тех, кто продолжает упорно игнорировать сигналы светофора, предусмотрено наказание в виде лишения прав на 4 месяца. Пересечение стоп-линии наказывается штрафом в размере 800 рублей.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

В крупных городах на особо оживленных переходах всё чаще устанавливаются камеры видеонаблюдения, облегчающие жизнь автоинспекции и фиксирующие каждое нарушение в зоне видимости. Нарушив правила на таком перекрёстке, можно ждать письмо счастья с указанием суммы, которую необходимо уплатить в качестве штрафа.

Размер штрафа за переход дороги в неположенном месте

Данный вопрос регламентируется пунктом 14.1 Правил дорожного движения. Водитель должен остановиться и уступить дорогу пешеходу в следующих случаях:

  • Если пешеход подошел к границе пешеходного перехода и показывает намерение, чтобы перейти по нему;
  • Если пешеход уже передвигается по пешеходному переходу;

Словосочетанию «уступить дорогу пешеходу» эквивалентно другое словосочетание «пропустить пешехода».

Какие еще условия должны быть соблюдены при предоставлении преимущества в движение пешеходу?

  • Остановка перед пешеходным переходом должна произойти таким образом, чтобы это не испугало пешехода или не заставило его торопиться или передвигаться с другой скоростью;
  • Водитель не должен прибегать к экстренному торможению перед пешеходным переходом и создавать ситуацию, в которой пешеход начинает опасаться, что его задавят;
  • Водитель не должен совершать наезд на пешехода;
  • Подъезжая к пешеходному переходу водитель должен оценить обстановку и убедиться, что никто не пытается перейти через пешеходный переход;

Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:

  • Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
  • На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
  • Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
  • Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
  • Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
  • Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.

Еще один вопрос, который вызывает большой интерес – как уступать дорогу. Водитель должен передвигаться так, чтобы человек свободно шествовал по «зебре» или под знак без ускорений, замедлений или остановок.

Также является нарушением, если:

  • совершать обгон на «зебре»;
  • не притормаживать/не останавливаться, когда впереди/рядом едущий автомобиль уменьшил скорость или остановился;
  • сигналить пешеходам, подгоняя их на переходе и другие действия.

При этом водитель может продолжать движение, если люди просто стоят около перехода, даже у самого края или пешеход удаляется от машины в другую часть дороги, то есть идет не навстречу автомобилю, а от него.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

В последнем случае нет необходимости ждать, когда человек сойдет с дороги. Либо автодорога имеет множество полос, допустим шесть и более, и пеший находится на противоположной стороне в значительном удалении, такого участника также можно не ждать, так как водитель без всякого риска и опасности проедет этот участок.

Как уже было сказано выше, пешеход имеет право переходить проезжую часть:

  • по зебре или подземному переходу;
  • в местах установки светофора.

Пересечение дороги может быть осуществлено после получения сигнала со стороны регулировщика.

Важный сигнал автолюбителям подает дорожная разметка «пешеходный переход» или соответствующая табличка 5.19, показывающая начало приоритетной зоны для пеших граждан, велосипедистов и других участников дорожного движения, пересекающих дорогу в перпендикулярном направлении.

Все они имеют преимущественное право на пешеходном переходе. Правда, это касается только нерегулируемых зон для пересечения дорожного полотна.

Но простые пешеходы и в иных ситуациях могут воспользоваться своим преимуществом, и если не знать подробности, штраф за пешехода неминуем.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Дорожная полиция очень любит дежурить в таких местах, где есть нерегулируемые участки дороги – здесь легче всего выявить нарушение ПДД и выписать нерадивому водителю штраф, если правила грубо нарушены.

ПДД подробно описывают все ситуации, когда возникает преимущественное право движения пешеходов:

  • Если автомобиль выезжает с прилегающей к зебре территории, то он обязан пропускать весь идущий транспорт, а также пешеходов.
  • Это же требование касается при выезде с улицы, если его движение ограничит передвижение пешеходам или велосипедистам. Такая ситуация может возникнуть, например, при въезде на автозаправочную станцию с основной магистрали, где ему приходится пересекать тротуар для пешеходов. В обязанности водителя входит пропуск всех участников движения, даже если соответствующие знаки или разметка отсутствует (п. 8.3 Правил).
  • А если ему не нужно никуда съезжать, а необходимо просто повернуть вправо или влево, то и здесь у других участников движения, пересекающих дорогу, есть преимущество. Водитель просто обязан пропустить все движущиеся объекты (п. 13.1). Отсюда можно сделать вывод – если проезжая дорога пересекается с пешеходной дорожкой (тротуаром) на нерегулируемой части, то пешеходы имеют приоритетное право передвижения.
  • Однако не следует забывать о жилых кварталах – все участки там отданы преимущественно пешим людям, что подтверждается особыми табличками 5.21. Это означает, что автомобилист просто обязан дать свободу передвижения всем, кто встречается на его пути. Хотя здесь есть разумное ограничение – сами пешеходы не должны создавать помех для проезда автотранспортных средств, например, машин скорой помощи или пожарной службы. То есть, при въезде/выезде из двора, автомобилисты обязаны уступать дорогу всем участникам движения, если они создают преграду для свободного передвижения авто (ст. 17.3), но при одном условии – если ими соблюдаются правила движения.

Прежде всего разберёмся, что означает с точки зрения права «уступить дорогу». ПДД предусматривают ряд ситуаций, когда один из участников движения имеет преимущественное право проехать либо пройти, если это пешеход.

В этом случае термин означает, что водитель машины, не имеющей такого преимущества, должен не начинать, не возобновлять или не продолжать движение либо манёвр, если при этом он заставит того, кто имеет в силу ПДД преимущество, изменить направление движения либо скорость.

На практике преимуществом пользуются:

  • Те, кто движутся по главной дороге – перед тем, кто находится на второстепенной (в том случае, если у перекрёстка установлен соответствующий знак).
  • Спецавтомобили, оборудованные соответствующими сигнальными устройствами и включившие их: полицейские машины, скорая помощь, пожарные и т. д.
  • Маршрутные транспортные средства – автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и т. д.
  • Пешеходы, движущиеся по переходам.
  • Велосипедисты – при повороте.

В том случае, если при движении не было предоставлено преимущество каждой из этих категорий, виновного ждёт наказание. Разберёмся, с чем может столкнуться виновный.

Как правильно уступать дорогу

Существуют простые правила, придерживаясь которых, водитель может обезопасить себя и пешеходов в момент пересечения «зебры». С регулируемым переходом вопросов, как правило, не возникает: необходимо выполнять требования светофора или регулировщика и не более того.

Если, однако, кто-либо из пешеходов не успел перейти дорогу на свой зелёный свет, следует проявить терпение и дождаться, когда дорога будет свободной. Ну и, разумеется, не забывать о существовании стоп-линии.

Приближаясь к нерегулируемому переходу, водитель должен:

  • снизить скорость и посмотреть по сторонам;
  • независимо от того, на какой стороне находится пешеход, если он уже ступил на переход, останавливаться нужно обязательно;
  • однозначно пропустить слепых, а также граждан, направляющихся по проезжей части к транспорту, остановившемуся с противоположной стороны;
  • ни при каких обстоятельствах не совершать обгон на пешеходном переходе и останавливаться, если идущая впереди машина уже остановилась.

Разберем эти случаи подробнее. Ниже Вы найдете цитаты пунктов ПДД, отвечающих за каждый конкретный случай. Здесь следует напомнить, что согласно разъяснения Верховного суда России, обязанность уступить дорогу пешеходу возникает у водителя только в случае, когда траектории движения пешехода и автомобиля пересекаются, т.е.

пешеход из-за движения автомобиля будет вынужден изменить скорость или траекторию своего движения. Часто бывает, что водителя пытаются привлечь к ответственности за непропуск пешехода, когда пешеход только-только вступил на пешеходный переход, а автомобиль проехал этот переход на удалении от пешехода, к примеру, за 4 полосы движения. Наличие видеорегистратора в этом случае поможет доказать невиновность водителя.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Все водители знают о своей обязанности пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по нерегулируемому переходу. Рекомендуем заранее снижать скорость, чтобы при внезапном появлении пешехода не прибегать к экстренному торможению.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Здесь все также просто: независимо от наличия на перекрестке светофора и его сигналов, от взаимного расположения главной и второстепенной дороги, при повороте всегда уступаем дорогу пешеходам и велосипедистам, которые пересекают проезжую часть, на которую мы поворачиваем.

ПОДРОБЕЕ:  Что делать, если паспорт утерян или украден (потерян)

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Остановки общественного транспорта (обычно трамваев) зачастую располагаются слева от полос движения попутного направления, таким образом, что пассажирам для посадки и высадки нужно перейти проезжую часть от места ожидания до места непосредственно посадки.

Что делать, если не пропустил пешехода?

Внимание! Некоторые статьи Правил были изменены:

  1. Новая трактовка правил немного упростила водителям правила пересечения пешеходных зон – термин «пропуск пешехода» заменен на «уступить дорогу», то есть если пешеход находится на безопасном расстоянии от транспорта, то водитель может проехать пешеходный переход, не нарушая ПДД.
  2. Но если в момент приближения человеку может угрожать опасность, то водитель должен остановиться, и дать пешеходу завершить свой маневр без угрозы для жизни и здоровья. Если авто не остановится, то пешеходу придется изменить траекторию движения, что может спровоцировать столкновение с другим транспортным средством.
  3. На регулируемом перекрестке следует действовать согласно соответствующих сигналов светофора – пропускать пеших и приравненных к ним людей на красный (для авто) свет. Или следовать жестам регулировщика. Для справки: над головой поднята правая рука – переход воспрещается, та же рука направлена вперед – можно переходить за спиной регулировщика, обе руки разведены в стороны – разрешено движение пешеходов в разных направлениях. При опущенных обеих руках путь для пешеходов закрыт в обоих направлениях.
  4. В п. 14.3 ПДД определен регламент поведения водителя по отношению к пешеходам, оказавшимся на пути его следования – если движение начато на зеленый, разрешающий сигнал, но посредине он сменился красным, то шофер должен предоставить возможность спокойно дойти до тротуара всем пешеходам. Подобные требования относятся к водителям, только подъезжающим к зоне пешеходного перехода.
  5. На участках с нерегулируемыми переходами водитель должен убедится, что для проезда пешеходного перехода не создано помех, в том числе нет людей, собирающихся перейти дорогу.
  6. Особенно необходимо проявить внимание в местах, где созданы условия плохого обзора из-за габаритных препятствий. Разумнее всего снизить скорость и быть осторожным при проезде такого участка.
  7. Правила (п. 14.2) предписывают водителям притормаживать при приближении к нерегулируемому переходу, если впередиидущий транспорт снижает скорость или уже остановился перед зеброй. Переехать пешеходный переход можно, только удостоверившись что на зебре нет пешеходов.
  8. Обгон на зебре запрещен! Нарушителю грозит крупный штраф или лишение водительских прав.
  9. А также в ПДД был добавлен запрет объезда трамваев по путям их следования в местах пешеходных переходов. Иные водители объезжали возникшее препятствие по трамвайным путям, что создавало угрозу жизни и здоровью людям, переходящим дорогу, загороженную электротранспортом. Ранее у пешеходов на этих отрезках магистралей не было преимущества в движении, но последняя редакция от 25.11.2014 г. изменила укоренившуюся у водителей традицию.

Водителю не грозит штраф, если:

  • При проезде по зебре горел для авто разрешающий движение сигнал светофора, а для пешехода – запрещающий.
  • Если возникает угроза столкновения с впередиидущим транспортом, что может привести к более тяжким последствиям, в том числе и для пешехода. Но подать звуковое предупреждение водитель обязан.
  • Если сложившаяся ситуация на дороге не позволяет остановить автомобиль.

Ситуаций на пешеходном переходе нельзя рассматривать шаблонно. Каждый случай на дороге требует детальной проработки. Обратитесь за бесплатной разбором вашей ситуации на пешеходном переходе к нашим юристам, мы поможем вам отстоять свои права и оспорить неправомерно выписанный штраф за непропуск пешехода.

Человек в неположенном месте

Непропуск пешехода в неположенном месте также сулит наказание. Хоть у людей, переходящих дорогу в неотведенном для этого месте, нет приоритета, хоть они сами нарушают правил движения, но автоводитель также будет признан виновным, если произойдет столкновение с человеком. И здесь могут быть две развязки:

  1. шофер нарушил какие-либо пункты ПДД, например, скоростной режим, выехал на встречку, автомобиль имел неисправности и пр. Наряду с основным нарушением будет и ответственность за травмы и увечья.
  2. водитель ничего не нарушил, но нарочно, чтобы проучить человека совершил наезд. То есть имел возможность, но не остановился/не увернулся. Такое поведение подразумевает умысел на причинение вреда здоровью или смерти, что преследуется уголовным законом.

А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.

А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе

В Правилах дорожного движения указывается, что участниками его являются не только водители транспортных средств, но и пешеходы. В ст. 12.29 и 12.30 КоАП РФ содержится перечень административных наказаний, применяемых в отношении пешеходов, действия которых нарушают упомянутые выше правила. Несознательным гражданам грозит штраф за переход дороги в неположенном месте.

Прежде чем приступать к поиску сведений о том, как оплатить штраф за переход дороги в неположенном месте онлайн, необходимо получить полную информацию о его наличии.

Такую информацию предоставляют:

  • сотрудники ГИБДД;
  • сайт Госуслуги;
  • судебные приставы (можно обратиться лично или же зайти на сайт);
  • приложение банк-онлайн (потребуется ввести фамилию, если штраф был выписан, то пользователь получит соответствующую квитанцию для оплаты).

Оплачивать любые счета, в том числе и штрафы в онлайн режиме проще и надежнее всего.

Что подразумевается под понятием «пешеходный переход»

Согласно изменениям Правил дорожного движения от 2014 года, границами пешехода считаются:

  • Участок дороги от «знака до знака»;

Что это значит? Это значит, что транспортные средства обязаны пропускать пешеходов в зоне установки знаков с обеих сторон дороги. Зона действия знака начинается от места установки знака с одной стороны дороги и заканчивается в месте установки такого же знака с другой стороны дороги. При этом не важно, нанесена ли в данной зоне «зебра» или нет.

  • Участок дороги, на котором нанесена разметка «зебра»;

В этом случае зоной пешеходного перехода будет считать только тот участок дороги, на котором нанесена соответствующая разметка.

  • Участок дороги, где проходят трамвайные пути, в месте разделительной полосы;

Согласно правилам дорожного движения, водители всех транспортных средств (включая трамваи) должны пропустить пешехода, который идет в зоне, которая считается пешеходным переходом.

Согласно последним изменениям в Правилах дорожного движения от 2014 года, на пешеходном переходе также запрещается:

  • Обгонять другие транспортные средства;

Что это значит? Если водитель видит, что перед пешеходным переходом притормаживают другие транспортные средства, он должен последовать их примеру и также притормозить. До 2014 года останавливаться при остановке других ТС было не обязательно.

  • Переезжать пешеходный переход на велосипеде;

До 2014 года велосипедистам разрешалось это делать. Однако, с 2014 года, при пересечении пешеходного перехода велосипедисты обязаны слезть с велосипеда и только после этого, пешком перейти по пешеходному переходу.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Нельзя также забывать о том, что перед переходами, которые регулируются, предусмотрена стоп-линия. На нее запрещено заезжать, если подан сигнал запрета движения транспорта. За подобное нарушение придется «полинять» на штраф в размере 800 руб. по причине создания определенного рода помех на проезжей части.

Не редкостью бывают ситуации, при которых водитель на перекрестке, находящемся на регулировке, осуществляет поворот направо, в то время как там горит зеленый свет для пешехода. Подобные маневры разрешены законом, однако тогда, когда люди справа полностью не перейдут дорогу.

Если водитель пересекает переход, который не регулируется, ему следует придерживаться таких правил:

  1. Проезжая такой переход, следует произвести оценку ситуации и снижение скорости.
  2. Если человек стал ногой на проезжую часть, при этом находится на противоположной стороне, он должен быть пропущен в обязательном порядке (водитель в таком случае прекращает движение).
  3. Слепые, люди, торопящиеся к маршрутному ТС, у которых двери выходят на проезжую часть или имеется наклейка с текстом «Перевозка детей!», также пропускаются на дороге.
  4. Когда ТС, едущие впереди, останавливаются по причине приближения к переходу без регулировки, водитель авто, следующего позади, также должен остановиться и ни в коем случае осуществлять обгон.

Зебра предназначена для безопасного пересечения дороги пешеходами. Однако, она не является спокойной зоной. Согласно новому закону, водитель может получить штраф за пешехода на переходе, в случае не пропуска. Однако, если сам пешеход нарушает правила, ему тоже можно наказать санкциями.

За препятствие движению в пешеходной зоне положен штраф:

  • Перемещение под запретный сигнал – 1 тысяча рублей, второй идентичный проступок — до 5 тысяч рублей, систематические нарушения — лишение прав до 6 месяцев.
  • Машина встала в зоне перехода, и создала помехи другим участникам движения – 800 рублей.

Когда пешеход сбит водителем – нарушителя ждет уголовная ответственность. Это самый суровый вид наказания за не пропуск пешехода.

Штрафовать водителя могут на месте нарушения либо по записям камер видеонаблюдения.

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движенияНевыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

Минимальный размер штрафа остался на прежнем уровне, а вот максимальный увеличен до 2500 рублей. Попались за нарушение впервые – получите минимальный штраф за пешехода, имеете несколько штрафов за пешеходные переходы – выпишут максимальный штраф 2500 рублей.

Как видно из текста КоАП РФ, штраф увеличивается не только за непропуск пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе, но и за непропуск в любой другой ситуации, когда это предусмотрено Правилами дорожного движения (ПДД). Поэтому напомним, в каких случаях нужно пропускать пешеходов.

29 ноября 2014 года в пункты 14.1 и 14.2 ПДД были внесены изменения. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

Ниже представлена предыдущая редакция пункта 14.1 ПДД.

В новой редакции пункта водитель обязан уступить дорогу пешеходам. Один наблюдательный посетитель сайта заметил, что в новой редакции появилась обязанность уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу, а не только проезжую часть.

Если раньше можно было проехать, ссылаясь на то, что пешеход ещё не вышел на проезжую часть и пропускать его водитель не обязан, то теперь в пункте 14.1 ПДД явно указано про всю дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы и трамвайные пути.

Термин «пропустить пешеходов» в ПДД отсутствует, а вот «уступить дорогу» имеется.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно.

Видеорегистратор мог бы помочь в некоторых ситуациях, но всё равно ситуация довольно сложная. Нужно привлекать пешехода, которому вы помешали, в качестве свидетеля и изучать его показания, но в большинстве случаев инспектор этого не делает, так как нет цели справедливого привлечения водителя к ответственности.

Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, но по-прежнему подтверждает правильность написанного выше. Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья.

Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 14.1 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует. Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

Ниже представлена предыдущая редакция пункта 14.2 ПДД.

В новой редакции мы видим, что необходимо повторять действия движущегося впереди траснпортного средства. Если оно снизило скорость, то и мы должны снизить, а если оно остановилось, то и мы должны остановиться.

Представьте себе, что впереди нерегулируемый перекрёсток. Там же пешеходный переход. Впереди транспортное средство собирается повернуть налево и снижает скорость перед пешеходным переходом, который перед перекрёстком.

Вы обязаны также снизить скорость, а если транспортное средство остановится, то и вы должны остановиться. При это данные действия никак не связаны с наличием пешеходов на пешеходном переходе или около него.

Не пропустил пешехода — как доказать свою невиновность?

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Пешеходы, как и водители, являются непосредственными участниками дорожного движения. И у них, как и у первых, есть свои права. Но часто водители не задумываются об этом и в открытую игнорируют правила пешеходного движения.

В 2015 году начали действовать изменения в ПДД, внесенные еще в прошлом году. Если разобраться, то автомобилисты будут платить штраф за те нарушения, которые в прежней редакции правил даже нарушениями не считались.

Конечно, изменений, в принципе, не так уж и много, но все же они есть, и довольно-таки важные, поэтому каждому водителю желательно их знать. Но какие же наказания понесут водители, если не пожелают пропускать пешеходов в предназначенном для этого месте?

Если водитель пренебрегает правилами движения и не пропускает пешехода, то он будет наказан. Но какой же штраф он получит? Согласно ПДД, если водитель не пропустил пешехода, то размер штрафа, составит полторы тысячи рублей.

ПОДРОБЕЕ:  Кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка

Согласно данным РБ, если водитель не пропустил пешехода днем, а также в условиях хорошей видимости, то сумма штрафа, который будет выписан ГИБДД, составит полторы тысячи. Единственным исключением в данной ситуации может быть случай, когда водитель не мог оценить обстановку из-за закрытого другими участниками движения обзора.

Если же он не пропустил ночью или при условии плохой видимости, то предусматриваемый штраф составит такую же сумму, как в предыдущем случае, кроме ситуаций, когда он физически не мог увидеть пешехода.

Также следует учитывать еще тот факт, что если пешеход будет переходить дорогу по пешеходному переходу, который пересекает трамвайные пути, то и трамвай, и автомобилист должны его пропустить.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Необозначенные пешеходные переходы ставят обе стороны в сложное положение, поскольку никто из них на все 100 процентов не может быть уверен, что он не нарушает правила. Согласно положениям правил дорожного движения, водитель должен снизить скорость на собственном транспортном средстве и оценить ситуацию на дороге.

Но если водитель соседнего авто затормозил, то последующие водители обязаны также притормозить и продолжить движение только в тот момент, когда на переходе не будет пешехода.

В данной ситуации вина водителя становится очевидной, и это облегчает работу органам ГИБДД. Сколько он заплатит в данном случае? 1.5 тысячи, как уже было ранее описано. В случае пересечения пешеходом участка дороги без пешеходного перехода, вину того или иного субъекта доказать будет сложнее. В данном случае наказание может понести пешеход, который нарушил ПДД.

Штраф, который должен оплатить в таком случае водитель, будет составлять 500 рублей, независимо от того, в какое время суток произошло ДТП, и водитель не пропустил пешехода. Если вина пешехода была доказана, как и вина водителя, то его также ожидает штраф, сумма которого такая же.

В том случае, если случилось ДТП, и на пешехода был осуществлен наезд, то ГИБДД детально рассматривает все важные моменты, а именно состояние водителя (трезв он был в этот момент или пьян), состояние проезжей части и прочее.

В том случае, если травмы пешехода в результате наезда легкой или средней тяжести, то водитель, в зависимости от всех прочих факторов, получит штраф от двух до двух с половиной тысяч рублей, а также правоохранительные органы могут забрать у него водительское удостоверение на срок от одного до двух лет.

За наезд на пешехода водитель способен понести как административную, так и уголовную ответственность при следующих обстоятельствах:

  1. если вред здоровью пешехода был нанесен малой тяжести, то штраф будет от одной до полутора тысяч или же водителя могут лишить водительского удостоверения на время от одного до полутора лет;
  2. если же травмы пешехода средней тяжести, и это ведет к ограничениям в физической деятельности пешехода, то может быть выписан штраф в сумме от двух до двух с половиной тысяч рублей или же лишение прав сроком от 1,5 до 2-х лет;
  3. если ДТП привело к получению пешеходом тяжелых травм, то водителю грозит уголовная ответственность сроком до двух лет;
  4. в случае если ДТП закончилось смертью пешехода, то водитель способен лишиться свободы на пять лет; если же был сбит не один человек, а несколько, то уголовная ответственность может быть даже увеличена до семи лет лишения свободы.

В том случае, если вина водителя/пешехода доказана в полной мере, то есть несколько вариантов, как оплатить штраф в 2016 году, или где будет отбываться наказание в случае назначения уголовной ответственности.

  • выплата пострадавшему может быть осуществлена по обоюдному согласию сторон. В таком случае стороны сами договариваются на счет оплаты, каким образом и в каком размере она будет осуществлена. Но в случае если ситуация спорная, то все будет решать суд;
  • в случае если был назначен штраф, то оплатить его можно в любом отделении банка, и в органы ГИБДД необходимо представить только квитанцию, подтверждающую оплату штрафа;
  • в случае же назначения уголовной ответственности или же лишения прав, все эти моменты решаются только в судебном процессе.

Мы с вами постарались разобрать самые важные пункты, касающиеся водителей и пешеходов, каким образом на дороге должны вести себя все участвующие в дорожном движении стороны. Но главное, это то, что ни водитель, ни пешеход не должны пренебрегать ПДД, поскольку это может привести к довольно-таки печальным последствиям, как для одной стороны, так и для другой.

Сразу скажу, что речь сейчас пойдет о том, обязательно ли водителю останавливаться, если пешеход уже начал переходить проезжую часть, но находится ещё за несколько полос до водителя? Или можно, снизив скорость для полного контроля за ситуацией, медленно проехать, если это не создаст помех пешеходу?

Вопрос этот довольно неоднозначный. И, хотя из смысла Правил дорожного движения и КоАП РФ, вроде бы можно прийти к более-менее однозначному ответу, но при изучении судебной практики этот однозначный ответ рассыпается в пыль.

Начнем по порядку. Пешеходы имеют преимущество в движении по проезжей части как минимум в двух случаях.

Случай I

п. 13.1 ПДД: если водитель на перекрестке поворачивает направо или налево, то он должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Тут, вроде бы, всё просто. Понятие «уступить дорогу» в п. 1.2 ПДД не заставляет водителя обязательно останавливаться.

Водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения. Поэтому, если дорога имеет несколько полос, и пешеход только начал переходить проезжую часть с другой стороны (и между ним и водителем ещё несколько метров), то создать помех водитель не может, а, значит, и останавливаться, вроде бы, не надо.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Но даже в таком простом вопросе при изучении судебной практики мне довелось увидеть решение судьи с совершенно противоположным выводом.

Случай II

После изменений в ПДД, вступивших в силу с 29.11.2014 г. здесь также говорится «уступить дорогу». То есть теперь прописано более понятно, т.к. понятие «уступить дорогу» разъяснено в ПДД (в рассматриваемом случае водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит пешехода изменить скорость или направление своего движения).

По сути дела, при изменении формулировки пункта 14.1 ПДД смысл не изменился. Ранее водителю было дано право выбора – снизить ему скорость или же остановиться, для того, чтобы пропустить пешехода. Теперь водитель также сам выбирает — продолжать ему движение или остановиться перед переходом, но при главном условии — не нарушить преимущество пешеходов.

То есть, если водитель проехал по переходу, когда пешеход переходит дорогу вдалеке, и этот пешеход не снизил скорость и не изменил направление своего движения, то водитель не нарушил его преимущества.

Кто-то пойдет по пешеходному переходу «напролом», не смотря на едущие машины. А кто-то на широкой дороге остановится за несколько метров до двигающихся машин и испугается переходить (т.е. водитель в этом случае нарушит преимущество пешехода, т.к. вынудит его снизить скорость движения).

В ст. 12.18 КоАП РФ предусмотрено наказание за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, пользующимся преимуществом в движении (штраф 1500 руб.). Исходя из этой нормы, опять же всё просто.

Поэтому, проанализировав нормы ПДД и КоАП РФ, можно прийти к выводу, что если дорога довольно широкая и пешеход только начал переходить проезжую часть вдалеке от водителя, то водителю не обязательно останавливаться, но обязательно надо полностью контролировать ситуацию. И если придётся, то немедленно остановиться для того, чтобы пешеход мог беспрепятственно пройти.

Правда, есть одно большое НО! При изучении судебной практики складывается вывод, что далеко не все инспектора ДПС придерживаются такого же мнения, кроме того, судьи, являющиеся профессиональными юристами, часто соглашаются с этими инспекторами ДПС и считают, что водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом и пропустить пешехода.

Представьте себя на месте пешехода (причем, пешеходы – это не только мужчины с сильной психикой, это ещё и хрупкие женщины, пожилые люди, дети). Так вот, если пешеход готов перейти проезжую часть, а водители, хоть и медленно, но продолжают движение, будет ли такой пешеход уверен, что его пропустят водители по всей ширине проезжей части? Пешеход вряд ли рискнет перейти проезжую часть.

  • «Пешеходный переход – это участок проезжей части, обозначенный соответствующими дорожными знаками и (или ) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.»

Как вести себя с сотрудниками ГИБДД

Если сотрудники госинспекции зафиксируют нарушение на видеорегистратор, где четко будет видно, что автовладелец не уступил дорогу пешеходу, то отпираться бесполезно, лучше вести себя миролюбиво, показывать свои положительные стороны, например, отсутствие наказаний и просить применить минимальный штраф или предупреждение.

Когда запись не производилась, то нужно:

  • требовать приглашения человека для выяснения его данных, получения показаний и пр.;
  • указывать на допущенные нарушения самим пешеходом, если они были;
  • доказывать правомерность своих действий и просить подтвердить весомыми доказательствами нарушение;
  • ссылаться на непредвиденные обстоятельства, которые оправдывают водителя, например, гражданин появился неожиданно, резко выбежав на шоссе и пр.

Следует знать, что плохие погодные условия, ограниченная видимость, нечеткая разметка, непродуманно установленные знаки не могут освобождать от ответственности.

В таких серьезных ситуациях порядок действий должен быть строгим:

  • остановиться, включить аварийку, выставить аварийный знак;
  • оказать пострадавшему первую медпомощь и срочно вызвать неотложку или на попутке отправить в больницу;
  • установить свидетелей и взять их номера телефонов;
  • вызвать ГИБДД, дождаться сотрудников для фиксации ДТП;
  • оповестить, если есть возможность, страховую компанию по полису ОСАГО.

Если пешеход не пострадал и не желает оставаться на месте, то нужно узнать его ФИО, прописку, получить письменный отказ от претензий ввиду отсутствия травм и повреждений. Но всё равно нужно дождаться сотрудников ДПС, не покидая место ДТП, чтобы избежать лишения прав и прочих неприятных последствий.

Размер штрафа

В ПДД содержится множество норм, регулирующих правила пересечения пешеходами дорожного полотна и условия предоставления им приоритета при переходе. Прежде всего, это относится к специально оборудованным местам для переходов. Участники движения должны учитывать и соблюдать следующие правила:

  • при наличии на перекрестке светофора, приоритет определяется по его сигналам – если для пешеходов горит зеленый свет, каждый водитель обязан остановиться и прекратить движение;
  • если перекресток или иной участок дороги оборудован спецразметкой («зеброй»), водитель должен предпринять дополнительные меры предосторожности – снизить скорость, а при появлении пешехода, предоставить ему возможность перейти дорогу;
  • при отсутствии светофора и «зебры», пешеход имеет право перейти дорогу на перекрестке – в этом случае приоритет предоставлен водителям, а пешеход должен приступить к пересечению дороги только при соблюдении всех мер предосторожности.

Штрафы ГИБДД будут назначены водителю, который не пропустил пешехода, имевшего приоритет при пересечении дороги. Если требования светофора, дорожных знаков и разметки не свидетельствовали о преимуществе пешехода, водитель не будет наказан.

Разберем, сколько платить штраф за не пропуск пешехода в зависимости от наиболее распространенных предписаний разметки – на пешеходном переходе либо при его отсутствии.

  • переход дороги в неустановленном месте либо на запрещающий сигнал светофора;
  • если гражданин передвигался через специально оборудованные места на роликах, самокате, велосипеде;
  • если пешеход грубо нарушил ПДД, начав пересечение дороги в запрещенных местах.

Не назначается штраф, если действия пешехода носили внезапный и непредсказуемый характер. Например, водитель не должен предвидеть, что пеший гражданин внезапно выскочит на дорогу из-за препятствия, ограждения и т.д.

  • попросить сотрудника ДПС предъявить служебное удостоверение и записать его данные;
  • — если вы не отрицаете что совершили нарушение, то согласно статье 12.18 КоАП РФ на вас будет наложен штраф в размере 1500 рублей;
  • если с нарушением в принципе не согласны, то требуйте от инспектора составления протокола;
  • попросите пригласить пешехода, которому, по мнению автоинспектора, вы не уступили дорогу;
  • в протоколе следует написать: «Правила дорожного движения не нарушал. Инспектор не стал приобщать показания пешехода к протоколу. Помеху пешеходу не создавал. Требую вмешательства адвоката».

Затем в течение десяти дней следует отправить жалобу на действия инспектора ДПС.

Давайте повнимательней разберемся с разъяснениями в ПДД. В пункте 4.5 правил дорожного движения говорится, что при выходе пешеходов на нерегулируемый пешеходный переход, перед тем как выйти на проезжую часть, пешеходы должны оценить скорость и расстояние приближающихся транспортных средств, и после того как переход будет для них безопасен, начинать переход улицы. И это правильно.

Во время пересечения дороги, на которой отсутствует пешеходный переход, кроме этого пешеходы не должны создавать помех движущимся транспортным средствам, а также выходить из-за любого препятствия, ограничивающего обзор, не убедившись в том, что в данный момент на дороге отсутствуют приближающиеся ТС. В пункте 14.1 говорится, что водитель обязан «уступить дорогу пешеходам».

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Понятие «уступить дорогу» описывается в пункте 1.2 ПДД, а именно, не начинать, продолжать или возобновлять движение, либо производить маневр, который принудит пешехода изменить скорость или направление движения.

Проще говоря, когда пешеход только проявляет намерение перейти дорогу, ему уступать нет необходимости, но как только он приступил к движению по переходу, его следует пропустить. Следует попросить сотрудника ДПС пригласить пешехода, так как только он может подтвердить, что именно вы заставили его изменить скорость или направление движения.

Следует уточнить у пешехода, существовала для него опасность перехода. Необходимо донести до пешехода то, что если он видел, что переход опасен, то он также должен будет подвергнуться штрафу. Никаких помех для общения с пешеходом сотрудник автоинспекции создавать вам не имеет права, так как в его обязанности входит самому объяснить пешеходу его права относительно статьи 25.1 КоАП РФ и пятьдесят первой статьи Конституции РФ.

Как только пешеход переходит в ранг свидетеля, то он будет доказывать, что никакой опасности в ваших действиях он не видит, ну или просто будет молчать.

Если сотрудник ДПС отказывается приглашать пешехода, ссылаясь на то, что он ушел уже на значительное расстояние, то следует понимать, что в данном случае полностью отсутствует состав преступления, так как только пешеход способен подтвердить, что именно вы не уступили ему дорогу.

Если подобная ситуация связана с остановкой трамвая откуда должны выходить пассажиры, здесь вообще нет никаких сложностей. Правила дорожного движения не говорят о том, что водитель, увидев, что трамвай остановился, не должен прибегать к экстренному торможению.

ПОДРОБЕЕ:  Сроки и правила ремонта по ОСАГО после ДТП

Таким образом, если после остановки трамвая двери не открылись, а вы в это время не остановились, то это не является нарушением и инспектор не имеет права выписывать вам штраф. За такой маневр никакого вида наказания законом не предусмотрено.

Нельзя создавать помеху пешеходам, а не пассажирам, а пешеходами они становятся только после того, как выйдя из транспортного средства, ступили на проезжую часть. Только в этом случае водитель обязан пропустить пешехода, остановившись перед местом остановки трамвая.

Так, если инспектор не может позвать пешехода, поскольку он ушел далеко, значит, по факту нарушения нет, так как пострадавшая сторона отсутствует.

Лучше всего докажет вашу непричастность к злому умыслу запись видеорегистратора – в случае, если вы все же не уступили дорогу пешеходу и задели его своим автомобилем.

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

При обвинении вас в наезде на велосипедиста, пересекающего «зебру» верхом на двухколесном средстве, стойте на том, что человек на велосипеде пешеходом не является. Согласно п. 24.8 ПДД:

  • «Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:… пересекать дорогу по пешеходным переходам.»

Они обязаны спешиться и перевести свое транспортное средство через переход вручную.

Также привлеките к участию в процессе свидетелей, которые покажут, что пешеход выскочил на дорогу внезапно перед вашим автомобилем, и у вас не было возможности резко остановиться. Хорошим доказательством в вашу пользу послужат следы экстренного торможения на дороге.

Требуйте соблюдения всех действий при составлении протокола инспектором, фиксируйте их на видео или аудио-приспособления:

  • Полицейский обязан представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину, почему он вами заинтересовался.
  • Инспектор должен опросить не только вас, но и пешехода, и занести в протокол показания.
  • При нарушении пешеходом правил перехода проезжей части требуйте составления отдельного протокола и для него – это снимет с вас часть вины.

Конечно, невиновность водителя автомобиля при наезде на пешехода на пешеходном переходе – понятие очень шаткое. Человек за рулем обязан предусмотрительно сбавить скорость, убедиться в отсутствии желающих перейти дорогу, ведь он управляет средством повышенной опасности и травматизма.

Подъезжая к пешеходному переходу или к перекрестку, убедитесь, что поблизости нет никого, кто мог бы неожиданно выйти на дорогу. Заметив пешехода, притормозите и пропустите его, даже если он переходит дорогу в неустановленном месте.

Не пропустил пешехода — нарушил или нет? Об этом смотрите выпуск программы «Первая передача»

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей

Порою, водитель не виноват в том, что сбил пешехода. Тогда, придется доказывать свою невиновность, хотя это будет довольно сложно. Есть только два варианта оправдания:

  • Воспользоваться показаниями человека, пересекающего улицу. Он должен согласиться в виновности.
  • Использовать видео регистратора. На записи должно быть четко видно, что вины водителя нет.
  • Если инспектор штрафует водителя за не пропуск пешехода, но самого пешехода уже нет, доказать наличие вины нельзя. Нет пострадавшего, не существует и проступка. Исключение составляет наличие видео — записи у органа правопорядка.

Когда водитель не пропускает пешехода и едет на красный сигнал светофора, он должен быть готов заплатить штраф. Сейчас на многих переходах установлены специальные камеры наблюдения. Поэтому, при допущении нарушения можно проверить наличие штрафа на сайте дорожной инспекции. Внести платеж можно любым из удобных способов: банк, терминал, электронные кошельки и другие.

Вести себя при составлении протокола о допущенном правонарушении следует юридически грамотно и в такой последовательности:

  1. Попросите дорожного полицейского представиться и показать свое удостоверение, скажите, что ждете объяснений причины остановки.
  2. Попутно уточните, есть ли фото или видео подтверждение вашей неправоты на дороге. Если она существует, то придется уплатить штраф и полностью признаваться в допущенном нарушении. Если фиксации не было, то можно попытаться отстоять свои права на уровне начальника подразделения ГИБДД.
  3. Попросите занести в протокол показания пешехода, проведите с ним разъяснительную беседу. Если он создавал вам препятствие для проезда, то здесь налицо и его вина, и на него также могут наложить штраф. Чинить препятствия для вашей беседы инспектор не имеет права, а наоборот, он просто обязан дать правовые разъяснения сложившейся ситуации.
  4. Если были плохие погодные условия, затрудняющие обзор, попросите инспектора на это сослаться в протоколе.
  5. Если вас смутила откровенный рекламный щит с обнаженной девушкой, то и это напишите в объяснении.
  6. Если на видеосъемке видно, что пешеход передвигается с непредсказуемой скоростью, что привело к нарушению правил, обязательно сделайте акцент на этом моменте в ваше оправдание.
  7. На самом деле, может сложиться множество ситуаций, которые не позволили водителю пропустить переходящего дорогу человека, и в зависимости от конкретных обстоятельств, они могут служить оправданием для совершившего проступок водителя.

В каких случаях водитель обязан пропускать пешеходов

Ежегодная статистика утверждает, что довольно часто аварийные ситуации происходят именно по вине простых людей, которые склонны к нарушениям ПДД из-за их незнания или частого посещения мыслей «авось повезет и проскочу».

Статья КоАП 12.29, 12.30 определяет суммы штрафов для пешеходов:

  • нарушение ПДД – наказание в размере 500 руб.;
  • нарушение ПДД, создания помех на дороге для ТС – наказание в размере 1 000 руб.;
  • нарушение, которое вовлекло нанесение вреда здоровью человека в малой и средней степени – 1 500 руб.

Опираясь на вышеуказанную информацию, пешеходам следует четко придерживаться таких правил:

  1. Переход улицы в соответствующих местах, предназначенных для этих целей.
  2. Осуществление перехода улицы исключительно на разрешающие для этого сигналы регулировщика/светофора;
  3. Пересечение дороги исключительно под прямым углом к бордюру (вариант по диагонали запрещен, если для этого не имеется соответствующей разметки).
  4. Предварительное оценивание дорожной ситуации, исключение бросаний под колеса летящих машин.
  5. Просматривание дороги в оба направления при выходе из стоящих маршрутных ТС, припаркованных автомобилей.

К тому же эксперты отмечают, что обычные люди нередко осуществляют ошибки – замирают в полном недоумении перед автомобилем. ПДД утверждает, что дорогу следует переходить без каких-либо остановок. Также пешеходам следует обращать внимание на то, если на горизонте появились ТС с проблесковыми маяками, следует максимально быстро по возможности покинуть проезжую часть или переждать проезд данного автомобиля или другого средства передвижения на островке безопасности.

В каких случаях водитель невиновен за непропуск пешехода

Если внимательно изучить положение 1.2 Правил, то оно гласит, что автомобилистом не должны совершаться абсолютно никакие маневры, если на его пути возник пешеход или приравненные к нему лица, имеющие приоритетное право на этом отрезке автомагистрали.

Но на деле доказать, что пешеход изменил направление передвижения от действий водителя крайне сложно, поэтому многие жизненные ситуации весьма спорны, а штрафы выписаны неправомерно.

Пропуск пешеходов на зебре

В ПДД установлено:

  • Автомобилист, направляющийся в сторону нерегулируемого отрезка пути для перехода пешеходов, должен уступать дорогу всем лицам, оказавшимся в момент приближения.
  • Это же правило касается трамвайных путей, на которых установлены настилы для удобства перехода.
  • В том случае, если в районе нерегулируемого участка магистрали, пересекающееся с пешеходной зоной перехода, впередиидущий транспорт снизил скорость или остановился, то следом идущий автомобиль обязан повторить его маневр, поскольку обзор дорожного полотна может быть затруднен. Продолжить передвижение можно только при соблюдении п. 14.1 ПДД.

Все несоблюдения установленных требований влекут наложение штрафа в размере от 1,5 до 2,5 тыс. руб.

Если автомобилист повторно нарушит указанные правила, то ему грозит ужесточение наказания и назначение штрафа в максимально возможной сумме – 2,5 тыс. руб.

Подробный порядок обжалования штрафа ГИБДД рассмотрен в соответствующей статье.

Садясь за руль автомобиля, не следует забывать, что наступает момент, когда и водителю случается стать пешеходом. Основа всего дорожного движения – взаимоуважение его участников и соблюдение прав друг друга.

Порой нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание за непропуск пешехода на пешеходном переходе? И что входит в понятие «не пропустил пешехода»? И, собственно, что считать пешеходным переходом – является ли он исключительно местом, оформленным при помощи специальной разметки, или место массового пересечения проезжей части людьми тоже можно считать пешеходным переходом, но не оборудованным «зеброй»?

Если через проезжую часть не оборудован подземный или надземный пешеходный переход, а также отсутствует разметка или светофоры, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров и обочин. То есть, не по диагонали. В 2016 году пешеходный переход может находиться и на трамвайных путях.

Трамвай, как любое транспортное средство, обязан уступить дорогу идущему человеку. Однако не стоит терять головы и бросаться под движущийся вагон – из-за своей большой массы и сильной инерции тормозной путь трамвая намного длиннее, чем у любого другого средства передвижения.

Дорожный знак 5.19 "Пешеходный переход"

Важное дополнение: в раннем варианте ПДД водителю предписывалось останавливать ТС в случае, если пешеход вступил на переход, даже если он двигался с противоположной стороны.

В современной версии п. 14.1 ПДД водитель может продолжить движение через пешеходный переход, если при этом он не создает помех шагающему через него человеку. Другими словами, право оценки ситуации возлагается на того, кто за рулем: успеет он пересечь «зебру» до того, как пешеход налетит на автомобиль или нет.

При пересечении проезжей части пешеход должен четко обозначить свое намерение перейти через дорогу. «Зебра» — не прогулочная дорожка. Некоторые пешеходы почему-то приобрели ложное представление о пешеходном переходе как о месте, по которому можно фланировать, не спеша. Это не так.

Кроме того, водитель не обязан стоять у перехода, дожидаясь, пока пешеход, остановившийся у края «зебры» или под светофором, наболтается по телефону и, наконец, начнет движение. Но как только тот шагнул на проезжую часть и начал движение – нужно уступить и дать пешеходу возможность пройти на другую сторону.

Перед нерегулируемым пешеходным переходам всегда ставятся специальные знаки, которые издали предупреждают водителя о том, что он приближается к месту движения людей через дорогу.

Поэтому водитель обязан снизить скорость и убедиться, что на обоих концах перехода нет пешеходов, и только потом продолжить движение.

Камера на пешеходном переходе

ПДД, п. 14.2.

В каких еще случаях пересечение вашим ТС пешеходного перехода будет трактоваться как «не уступил»:

  1. Вы не дали возможности пешеходу пройти перекресток, даже если загорелся сигнал светофора, разрешающий движение вам и запрещающий – ему.
  2. Вы выехали на пешеходный переход, невзирая на затор, образовавшийся за ним, и в результате перегородили своим автомобилем путь пешеходу.
  3. Вы не пропустили человека, подающего сигнал белой тростью.
  4. Вы не пропустили пешеходов, идущих к месту посадки на маршрутное транспортное средство или от него (со стороны дверей).

Они обязаны спешиться и перевести свое транспортное средство через переход вручную. Также привлеките к участию в процессе свидетелей, которые покажут, что пешеход выскочил на дорогу внезапно перед вашим автомобилем, и у вас не было возможности резко остановиться.

Хорошим доказательством в вашу пользу послужат следы экстренного торможения на дороге.

  • Полицейский обязан представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину, почему он вами заинтересовался.
  • Инспектор должен опросить не только вас, но и пешехода, и занести в протокол показания.
  • При нарушении пешеходом правил перехода проезжей части требуйте составления отдельного протокола и для него – это снимет с вас часть вины.

Конечно, невиновность водителя автомобиля при наезде на пешехода на пешеходном переходе – понятие очень шаткое. Человек за рулем обязан предусмотрительно сбавить скорость, убедиться в отсутствии желающих перейти дорогу, ведь он управляет средством повышенной опасности и травматизма.

Даже при отсутствии вины в совершении ДТП водителя обяжут возмещать потерпевшему расходы на его лечение, согласно ст. 1079 ГК РФ.

Случай II

Итак, по тексту следует обязанность пропустить. Этим пользуются сотрудники ГИБДД, когда привлекают водителей за непропуск пешехода даже в том случае, траектории их не пересекаются, но пешеход уже на пешеходном переходе.

Размеры штрафов для водителей

Принимая участие в дорожном движении, пешеход обязан подчиняться общепринятым правилам, а именно:

  • переходить улицу в предусмотренном для этого месте, о наличии такового свидетельствует специальный знак или же особая разметка дороги – зебра;
  • при отсутствии зебры или знака переходить улицу вдоль тротуара или обочины;
  • переходить регулируемый перекресток (стоит светофор или регулировщик движения) только после подачи сигнала регулировщиком либо при наличии зеленого сигнала светофора;
  • выходить на проезжую часть, вне зависимости от наличия зебры или светофора, только после оценки дорожной ситуации (резко выбегать на зебру нельзя, водитель может не успеть затормозить);
  • переходить дорогу без специальной разметки (нет светофора, знака, регулировщика) лишь при наличии максимально большого обзора (выбегать из-за грузовых машин, маршруток и зданий запрещено);
  • пересекать дорогу только после оценки дальности расстояния между движущимся автомобилем и пешеходом;
  • не препятствовать другим участникам движения (не бегать по пешеходу в разные стороны, не стоять на пешеходе);
  • не останавливаться при переходе дороги, не ускоряться и не замедляться, поскольку подобные действия могут быть неправильно оценены водителем (не рассчитав скорость, водитель может сбить пешехода, который внезапно остановился на линии пересечения с ним);
  • переходить дорогу в ночное время за пределами городской территории только в светоотражающей одежде или же при наличии светящихся предметов в руках;
  • не переходить дорогу перед приближающимся автомобилем с включенным спец. сигналом (начавший движение пешеход обязан вернуться на тротуар).

Новый штраф за непропуск пешехода по КоАП — 2500 рублей

Правила дорожного движения обязаны знать не только пешие его участники, но и водители автотранспорта.

Так, при приближении к нерегулируемому перекрестку, зебре, светофору или же регулировщику, водитель обязан:

  • значительно замедлить движение;
  • уступить дорогу пересекающему ее пешеходу;
  • внимательно наблюдать за маневрами движущихся впереди водителей (в случае приостановки движения впереди идущим авто, машины, следующие в этом же направлении, обязаны поступить точно так же);
  • водитель автомобиля, имеющий меньше преимуществ на дороге, не вправе совершать маневры, вынуждающие участников движения, имеющих больше преимуществ, им следовать.
Adblock detector