ДТП по вине дорожных служб в гололед: судебная практика

Оценка ущерба

Если договоренности о добровольной оплате ваших затрат вследствие ДТП достичь не удалось, существует два способа взыскания в принудительном порядке:

  1. досудебная претензия. Рассматриваемый способ подразумевает составление письменного требования о погашении тех денежных затрат, которые понесла пострадавшая сторона.
  2. подача искового заявления в суд.

Любое транспортное средство считается источником  повышенной опасности. Потерпевший вправе потребовать водителя, управлявшего им, возместить соответствующий вред. Это регламентирует статья 1100 ГК РФ.

Помимо этого, водитель, который спровоцировал аварию, возмещает вред пассажиру, ехавшему с ним.

Человек может обратиться в суд и потребовать компенсировать ему моральный ущерб в следующих случаях:

  • если имеются доказательства нанесённого вреда здоровью;
  • совершены противоправные действия или уголовная бездеятельность по отношению к потерпевшему лицу;
  • имеется связь между действиями нарушителя и потерпевшего;
  • имеются доказательства вины водителя.

В суд понадобятся следующие документы:

  • справка о совершенной аварии;
  • ксерокопия протокола ГИБДД. В нем должно быть указано общее состояние потерпевшего и наличие у него травм, которые он получил из-за аварии;
  • справка от врача или заключение медицинской комиссии об ухудшении здоровья;
  • заключение медикосоциальной экспертизы — она проводится в том случае, если человек стал инвалидом;
  • справка от невролога или психотерапевта о появлении у человека нервных расстройств после аварии;
  • заключение, полученное от профильного специалиста о временной или полной потере трудоспособности;
  • чеки и бланки строгой отчетности, подтверждающие понесенные траты на лечение и восстановление;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о браке — нужно для подтверждения родства между пострадавшим и лицом, получившим компенсацию;
  • свидетельство о рождении — необходимо для того чтобы подтвердить родство между погибшим и лицом, которое будет получать компенсацию;
  • справка о присутствии в семье несовершеннолетних детей или иждивенцев.

Если водитель был признан невиновным, то также потребуются следующие документы:

  • постановление об отказе к привлечению к административной ответственности;
  • постановление о прекращении уголовного дела;
  • постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если водитель виновен, то потребуются следующие документы:

  • постановление о признании его виновным;
  • приговор суда.

Размер выплат не регламентируется законодательно. Пострадавший самостоятельно определяет их размер.

Окончательный размер выплат определяется судом после выяснения всех обстоятельств и изучения материалов дела.

На основании данных замеров от ДД.ММ.ГГГГ, отраженных в протоколе дополнительного осмотра места происшествия, проведена дополнительная автотехническая экспертиза, по результатам которой сделан вывод о том, что имеющиеся на дорожном покрытии неровности привели к резкому подскакиванию колес, что привело к боковому скольжению с уходом автомобиля в левый кювет с последующим опрокидыванием.

Ежемесячно и ежеквартально ими подаются сведения в областное управление о дорожно-транспортных происшествиях с указанием дорожных условий, сопутствующих ДТП. ДД.ММ.ГГГГ года имело место два случая ДТП, дорожных условий, сопутствующих ДТП, зафиксировано не было.

Кроме того, согласно материалам дела, выбоины зафиксированы на другой стороне движения, так как в момент опрокидывания Кицул А.П. выполняла маневр обгона и находилась на встречной полосе движения.

ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Кицул П.А., Кицул Т.И. к Государственному предприятию Омской области «Саргатское дорожное ремонтно-строительное управление » о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Омский областной суд со дня изготовления его полного текста 24 сентября 2012 года. Председательствующий В.В. Савченко Копия верна: Председательствующий В.В.

Важно

Статья в помощь: ДТП по вине дорожных служб Характер и размер причиненного потерпевшему вреда доказывается заключением эксперта о размере ущерба, причинного транспортному средству, сметами (актами) восстановительных работ о ремонте автомобиля, товарными чеками, выписками и прочее. Если при ДТП причинен вред здоровью потерпевшего, то истец предъявляет документы о расходах на лечение, рассчитывает утраченный заработок, обосновывает требование о компенсации морального вреда. Виновность ответчика в нарушении требований закона устанавливается протоколом по делу об административном правонарушении, составленным по статье 12.34 КРФ об АП и постановлением к нему.

Административный материал составляется в отношении организации – дорожно-эксплуатационной службы или ее должностного лица.

Получить компенсацию за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожных служб, от этих организаций достаточно просто. Ведь они несут и административную и гражданскую ответственность за качество и полноту выполненных работ по содержанию в надлежащем состоянии дорог.

Поэтому в случаях, если дорожно-транспортное происшествие не подпадает под действие страховки, имеет смысл отстаивать свои интересы в судебном порядке и по решению суда взыскать с дорожников причиненный ущерб.

Так как для защиты своих интересов в судебном порядке потребуются не только специальные знания, но время, стоит обратится к профессиональному юристу, который сможет представлять ваши интересы.

Все денежные средства, затраченные на оплату его услуг вы сможете взыскать с виновника аварии, как судебные издержки. Необходимо только иметь все квитанции и чеки об оплате. Не только услуги юриста подлежат возмещению, но и все иные расходы, которые вы понесли в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Для того чтобы получить компенсацию ущерба, который причинен в дорожном происшествии по вине дорожных или коммунальных служб, необходимо соблюдать определенную последовательность действий, а именно:

  • Истребовать от сотрудников ГИБДД справку о дорожно-транспортном происшествии, составленную в установленной форме, а также акт об исследовании состояния участка дороги, где произошла авария. В справке должны быть указаны все участники дорожного происшествия, сведения об их страховках и повреждения, зафиксированные на транспортных средствах;
  • У сотрудников ГИБДД запросить информацию об организации, которая обслуживает участок дороги на котором произошла авария и по чьей вине она произошла;
  • Заключить договор с компанией, проводящей независимые экспертизы об исследовании поврежденного транспортного средства, в ходе которого специалист сможет определить размер ущерба, который причинен. Когда эксперт назначит время и место осмотра, то необходимо сообщить эту информацию представителю дорожной службы, так как в соответствии с законодательством, ответчик так же имеет право участвовать в осмотре. Обязательно сохраните все чеки о том, что оплатили услуги независимого эксперта, так как по решению суда они будут вам возмещены (если иск будет удовлетворен);
  • В назначенное время доставить транспортное средство на место осмотра и затем получить заключение о размере причиненного ущерба;
  • Составить и направить в судебные органы по месту жительства ответчика исковое заявление, к которому приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших требований. 

Документы, требующиеся для получения компенсации ущерба

Для того, чтобы доказать, что требования, заявленные в иске обоснованы и законны, потерпевшему необходимо предоставить пакет документов, в который входят:

  • протокол осмотра места происшествия;
  • протокол об административном правонарушении;
  • схема последствий аварии;
  • акт об исследования качества дорожного полотна и других факторов на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • объяснения всех участников дорожно-транспортного происшествия, а также представителя дорожных служб;
  • постановление ГИБДД о привлечении к административной ответственности виновного.

В указанных документах должны быть обязательно указаны повреждения или нарушения норм обустройства дороги, которые и стали причиной дорожно-транспортного происшествия. Это могут быть и ямы, не огороженные в соответствии с нормами, выполненное не в соответствии с нормативами дорожное покрытие и прочее.

Так же должны быть указаны все свидетели происшествия и их контактные данные. Если в ходе осмотра места происшествия проводилась фото или видеосъемка кем-то из участников осмотра, то об этом должна быть сделана соответствующая отметка. В противном случае они могут быть признаны недопустимыми доказательствами.

В акте об исследовании дорожного участка, на котором произошла авария, должны быть указаны все дефекты дорожного покрытия, описаны размер, расположение, имелись или нет предупредительные знаки и ограждения. Если в ходе осмотра не участвовал соответствующий представитель дорожной службы, то об этом должна быть отметка.

Если же при составлении протокола инспектор ГИБДД по каким-то причинам не внес указание на наличие дефектов дорожного покрытия, то потерпевший водитель может составить собственноручно акт обследования с участием двух (или более) свидетелей происшествия. Этот документ имеет юридическую силу и в судебном разбирательстве может быть решающим.

Чтобы оце­нить сте­пень полу­чен­ных повре­жде­ний после ДТП из-за пло­хого состо­я­ния дороги, сле­дует обра­титься к неза­ви­си­мым экс­пер­там ФАСПб. Для осмотра повре­жден­ного авто­мо­биля целе­со­об­разно при­гла­сить пред­ста­ви­теля соот­вет­ству­ю­щей дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции. Это не поз­во­лит им в даль­ней­шем утвер­ждать, что авто­мо­биль осмот­рен в их отсутствие.

Если вы считаете основным виновником случившейся на дороге аварии, дорожную организацию, отвечающую за содержание данного участка, тогда вам стоит подать иск дорожным службам. Для этого следует:

  1. Посетить органы ГИБДД и взять у них справку с места аварии, а также заполненный бланк акта, подтверждающего неудовлетворительное состояние дороги на момент ДТП. Предоставленная справка должна иметь форму 154. В ней представители полиции должны указать информацию о всех участниках произошедшей аварии, названия их страховых организаций, сведения о страховых полисах и описания повреждений на транспортных средствах.
  2. Уточните у сотрудников ГИБДД информацию об организации, отвечающей за состояние дорожного полотна на участке, где произошла недавно авария.
  3. Поинтересуйтесь о телефоне организации, проводящей оценивание причиненных автомобилям повреждений. Свяжитесь с представителями данной компании и узнайте где и когда назначена независимая экспертиза, чтобы оценить понесенный ущерб.
  4. Сообщите виноватому в ДТП человеку полученную информацию о дате проведения экспертизы. Для этих целей отлично подойдут услуги почты. Отправьте заказное письмо с информацией о времени и месте проведения экспертизы виновнику ДТП, а полученную об оплате квитанцию обязательно сохраните. Полученное по почте через некоторое время уведомление необходимо также оставить у себя до некоторого времени.
  5. Посетите процедуру оценивания полученных повреждений авто на специальной экспертизе.
  6. Подайте иск для рассмотрения районным судом, где проживает виновный в ДТП гражданин.

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства. Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний.

В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме. Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

ПОДРОБЕЕ:  Как судиться если у виновника ДТП не ОСАГО

Бывают случаи, что дорожно-транспортное происшествия произошло не из-за выбоины на дороге, а, например, из-за открытого люка или отсутствия предупреждающих знаков. То есть, по причине, которую легко можно устранить, поэтому если после происшествия вы заметили, что приехали работники дорожных служб, то есть вероятность, что они попытаются скрыть причину аварии.

Постарайтесь не дать им возможности изменить что-то на участке дороги, где произошло ДТП, даже если они говорят, что ставят предупреждающие знаки, чтобы избежать следующих аварий. До приезда полиции никто не должен изменять обстановку на месте происшествия.

Если вам не удается остановить деятельность дорожных рабочих и они все же пытаются засыпать яму или закрыть люк, то снимайте их действия на видео. При этом комментируйте их действия, старайтесь привлечь очевидцев, которые в последующем смогут подтвердить, что дорожники изменяли обстановку. Постарайтесь узнать должности и фамилии лиц, которые устраняют причину аварии.

Также не лишним будет узнать и название организации, в которой они работают и по чьему распоряжению действуют.

Название дорожной компании бывает указано на спецтехнике или на спецодежде рабочих. Если же узнать это не удалось, то вы можете обратится в правоохранительные органы и написать заявление о том, что неустановленные лица уничтожили следы и доказательства дорожного происшествия.

Конечно, ситуация не приятная, но помните, что необходимо сохранять спокойствие, все разговоры вести спокойно. Не стоит опускаться до оскорблений, будьте предельно вежливы. Ведь если видеозапись будет осмотрена в суде, то именно о вас сложится мнение как о добропорядочном, грамотном человеке.

  • Обеспечение нормального состояние железнодорожных переездов, различных сооружений имеющих отношение к дорогам и непосредственно самого дорожного покрытия. В случае появления опасных факторов на отдельных участках дороги должны приниматься меры по устранению угрозы аварии.
  • Содержание в чистоте полосы отвода, производство ремонта земельного полотна и самой системы водоотвода. При наличии неукрепленных обочин, должна производиться их планировка.
  • Подрезание кустов на обочине, а также регулярное скашивание травы входит в обязанности дорожных служб. В местах с обвалами, камнепадами и осыпями, должна производиться расчистка дорожного полотна. В зимнее время должна осуществляться своевременная уборка снега.

Эти, и многие другие обязанности лежат на дорожных службах РФ. Если был причинен вред автолюбителям, по вине дорожных служб, которые не выполнили своих обязанностей, на последние, может быть наложен штраф.

Все убытки должны быть возмещены. Кроме наложения штрафов, службы должны выплачивать компенсации по искам пострадавших по вине дорожных служб граждан. В суд должно быть представлено заключение экспертизы, доказывающей, что ДТП произошло по причине несоблюдения дорожными службами своих прямых обязанностей.

Первое, что следует сделать — оценить размер ущерба. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля определяют экспертные организации. На оценку обязательно надо пригласить виновника ДТП, заранее известив его телеграммой или заказным письмом.

Пренебрежение этим советом даст возможность ответчику оспаривать в суде объективность оценки, что сильно затянет процесс, а в худшем случае скажется на размере присужденного вам возмещения. После оценки эксперт выдаст вам на руки комплект документов, где будет указана конкретная стоимость восстановительного ремонта автомобиля.

В принципе, с этим уже можно обращаться в суд, однако это далеко не все деньги, которые можно взыскать с ответчика. Как уже было сказано, закон предоставляет право возместить все расходы, которые вы понесли в связи с ДТП.

Дтп по вине дорожных служб: как получить компенсацию?

Инфо

Вопрос о том, могло ли наличие выбоин на проезжей части стать причиной дорожно-транспортного происшествия в данном случае, не входит в компетенцию эксперта автотехника, так как это зависит от многих факторов, в том числе и психофизических данных водителя (л.д.75-77). Из протокола дополнительного осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на <данные км трассы Омск-Тара имеются выбоины: шириной 20 см глубиной 2,5 см; шириной 50 см глубиной 3 см; шириной 30 см, глубиной 2,5 см; шириной 30 см, глубиной 3 см, глубиной 4 см; длиной 1,3 метра, шириной 60 см, глубиной 6,8 см (л.д.86-87). Дополнительный осмотр транспортного средства произведен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85).

Все квитанции о проведённых финансовых затратах следует сохранить для приложения к исковому заявлению.

В какой суд следует подавать иск на дорожные службы после ДТП

Потерпевшей в аварии по вине дорожных служб стороне следует уточнить, куда подавать иск к дорожной службе по ДТП? При этом также следует уточнить видовую подсудность данного дела.

Согласно действующего на территории нашей страны законодательства и 28 статьи Гражданского Процессуального Кодекса РФ, написанное исковое заявление на дорожную службу необходимо предъявлять в том районе, где расположена данная служба.

Базой расчетов юрисдикции суда при рассмотрении дел, которые вытекают в имущественные споры, является критерий величины стоимости искового заявления. Другими словами, если стоимостью поданного искового заявления является сумма менее 50 тысяч рублей, тогда такими судебными разбирательствами занимается мировой судья, находящийся на данном территориальном участке.

Если произошло ДТП по вине дорожных служб, яма оказалась слушком глубокой на дороге, то владелец авто имеет право зафиксировать случившееся и потребовать компенсацию от государства за некачественное исполнение обязанностей дорожно-эксплуатационной службой.

Например, водитель может элементарно проколоть колеса и вылететь в кювет, а виной этому будет простая дорожная выбоина. Та же история может произойти и в зимний период времени, когда на дорогах особенно опасно и следует внимательно смотреть, нет ли на дорожной полосе неубранной снежной кучи.

Во всех подобных ситуациях, где доказана вина дорожных служб, они должны понести ответственность и уплатить сумму ущерба в полном объеме. К ответственности можно привлечь любую из организаций, которая проводит дорожные работы, либо неподалеку от дороги.

Согласно ныне действующему законодательству РФ, за поврежденную проезжую часть пути отвечают дорожно-эксплуатационные службы, которые обязаны следить за состоянием дорожного покрытия, проводить его реконструкцию согласно подписанному с местными властями договору.

В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» прописаны законодательные нормы, согласно которым каждый владелец автомобиля должен платить транспортный налог в пользу государства. В таком случае, если деньги налогоплательщиков идут на улучшение дорожного покрытия и строительство новых дорог, то каждый автомобилист имеет право на качественное асфальтное покрытие отрезка пути.

В ст. 28 ФЗ РФ предусматривается ответственность дорожных служб перед водителями, которые пострадали в результате некачественного выполнения ими своих обязанностей. Особенно не стоит упускать из виду ситуацию, когда причинен вред здоровью человека.

Существуют определенные требования к состоянию дорожного покрытия, которые учтены ГОСТом Р50597-93. На дорогу должны быть нанесены специальные знаки, она должна освещаться сигнальными огнями в моменты плохой видимости.

По правилам, дорожная яма может быть таких параметров – 60/15/5, где соответственно обозначена ширина, длина и глубина в сантиметрах. Если неровности превышают стандартные нормы, то они должны быть ограждены светоотражающими заграждениями, а поблизости должен быть установлен специальный знак.

Важно! На устранение дорожных ям по ГОСТу дорожная служба имеет 5-10 суток. По федеральной скоростной трассе дорожные службы должны устранять выбоины не более чем в 5-дневный срок. Любое отклонение от требований влечет за собой юридическую ответственность.

После того, как произошло ДТП по вине дорожных служб, гололед стал причиной или же открытый люк, следует незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото- и видеосъемку происходящего, пригласить свидетелей поучаствовать в вашем деле или очевидцев аварии.

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог.

Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог. Таким обра­зом, если авто­вла­де­лец обя­зан упла­тить транс­порт­ный налог, то он имеет право на долж­ное обес­пе­че­ние состо­я­ния дорог кото­рыми он пользуется.

«Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния».

ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями. Глу­бина дорож­ных ям не должна пре­вы­шать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

  • обратить внимание сотрудника ГИБДД о внесении в протокол осмотра места происшествия записей, к примеру, о предметах, находящихся на дороге, неисправностях дорожного полотна, его скользкости, отсутствии заграждений, освещения проезжей части и т.п.;
  • требовать от сотрудника страховой компании (если он присутствует на месте ДТП) фотографирования всех указанных выше нарушениях, либо самостоятельно сфотографировать их,
  • требовать от сотрудника ГАИ вызова на место происшествия должностного лица соответствующей эксплуатирующей организации,
  • при рассмотрении дела в органах ГАИ или суде доказывать, что вы при управлении автомобилем выполняли все требования ПДД, а ДТП случилось по вине дорожников, т.е., находится в причинной связи с их действиями (или бездействием),
  • после оценки стоимости восстановительного ремонта написать претензию в соответствующую организацию с требованием возмещения вреда.

Вместо предъявления претензии вы можете сразу обращаться в суд.

ПОДРОБЕЕ:  Повышение и индексация пенсий в 2019-2020 году в России для тех кто уже на пенсии

• дорожники, наученные горьким опытом, получив информацию о таком ДТП, ухитряются прибывать на место до приезда сотрудников ГИБДД и посыпать обледенелый участок песком, засыпать яму щебенкой, выставить знаки и ограждения. Поэтому крайне важно иметь свидетелей, фотографии и т.п.;

• сотрудники ГИБДД не проявляют должной расторопности в оформлении таких ДТП, а зачастую и вовсе отказываются от их оформления, а также нарушают все установленные законом сроки по выдаче справок по ДТП, не ищут виновных и т.д.

В таких случаях напомните сотруднику ГИБДД, что он нарушил ряд требований закона, так как одна из задач закона о полиции это оказание помощи гражданам в защите их прав и законных интересов. Инспектор вместо того, чтобы защищать права, напротив, их нарушил, не зафиксировав причиненный вред.

Вообще, на практике взыскание денег с дорожных организаций вполне возможно, нужно только не лениться зафиксировать их нарушения прямо на месте ДТП. В противном случае, доказать виновность дорожников будет сложнее.

Чаще бывает по-другому — виноватым остается водитель. Например, открытый люк заставляет водителя резко маневрировать, и он совершает столкновение с попутной машиной. Или автомобиль попадает на скользкий участок, теряет управляемость и вылетает с дороги.

Почти всегда в таких случаях ГАИ занимает пассивную позицию и не пытается установить истинного виновника аварии. Гораздо проще написать стандартную фразу «не справился с управлением» и сдать дело в архив.

И очень редко водитель идет в суд отстаивать свою правоту. А между тем, неверное определение виновника ДТП влечет для водителя самые плачевные последствия. Это может быть и административное наказание, и уголовное преследование, и, конечно, гражданско-правовая ответственность, т.е. обязанность возместить вред другим участникам движения.

Предъявление иска к дорожным службам: образец

Получить компенсацию за яму на дороге Причин, почему люди предпочитают не обращаться в суд множество. Здесь и незнание действующих законов, и простая человеческая лень и многое другое. Большинство водителей предпочитают ремонтировать свои автомобили за свой счет.

Но именно эта пассивность собственников транспортных средств порождает безответственность всех коммунальных и дорожных служб, которые обязаны содержать дороги в безаварийном состоянии. Если бы в нашей стране судебные иски к «дорожникам» подавалась бы в массовом порядке, то дорожные службы относились к дорогам бы, куда более ответственно, чем сейчас.

А между тем, неверное определение виновника ДТП влечет для водителя самые плачевные последствия. Это может быть и административное наказание, и уголовное преследование, и, конечно, гражданско-правовая ответственность, т.е.

обязанность возместить вред другим участникам движения. Большинство дорог не соответствует требованиям многочисленных ГОСТ-ов, что дает вам право получить денежную компенсацию от дорожных служб! Согласно ГОСТ Р-50597-93:

  • Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
  • Предельный размер повреждений дорожного полотна на улицах и автодорогах не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине.
  • Куда и в какой суд обращаться с иском к дорожным службам
  • Предъявление иска в суд
  • Рассмотрение иска к дорожникам в суде
  • Изучив предложенный нами материал, вам не составит труда самостоятельно предъявить иск к дорожным службам и выиграть дело. Возмещение ущерба от дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является дорожно-эксплуатационная организация, как правило, происходит по решению суда. Нечасто организация–виновник заглаживает причиненный ею вред добровольно, поэтому для решения возникшего правового спора потерпевшие вынуждены обращаться в суд.
    Предъявление и рассмотрение иска к дорожным службам имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, присущих данному виду ДТП. Залогом успеха любого дела является основательная подготовка к его реализации.

Как составить иск на дорожную службу, образец данного документа? У многих жителей нашей страны при возникновении необходимости составления данного искового заявления возникает такой вопрос. Для написания искового заявления необходимо руководствоваться 131-132 статьями ГПК РФ.

При этом данный документ может быть доставлен лично истцом, либо прислан заказным письмом. Если вы решили отправить составленный вами иск на дорожную организацию посредством услуг почты, тогда следует записать себе опись всех вложений. Это помогает избежать возможной потери важных бумаг.

Перед тем как написать иск в суд на дорожную компанию необходимо по закону направить в эту организацию досудебную претензию. Данный документ представляет собой некую жалобу от пострадавших граждан к виновной организации, где четко прописываются неудовлетворяющие их факторы и требования пострадавшей стороны.

В письмо с исковым заявлением необходимо вложить и ксерокопию отправленной ранее досудебной претензии, подтвердив тем самым установленный порядок. Также в данное письмо следует вложить все оплаченные чеки с соответствующими квитанциями. Оплаченная квитанцию о госпошлине также должна быть приложена к этим документам.

Помимо этого к исковому заявлению необходимо приложить бумаги из полиции, подтверждающие факт произошедшей аварии, а также другие письменные доказательства понесенного ущерба пострадавших в ДТП граждан.

Исковое заявление на конкретную дорожную организацию будет рассмотрено судебными органами первой инстанции. Порядок рассмотрения иска базируется на правилах 2 подраздела РФ в раздел №2. Основной задачей истца в данной ситуации выступает доказательство оснований, изложенных в исковом заявлении.

Истцу необходимо подтвердить на суде следующие факты:

  • факт аварии;
  • характер с размерами понесенного ущерба;
  • вину ответчика;
  • факторы причинно-следственной связи между нарушением изложенного в нормативных актах и степенью причиненного по вине дорожников вреда.

Следует разобрать эти факты более подробно. Факты аварии имеют подтверждение справками и другими документами из полицейского отдела.

Характер с размерами понесенного ущерба легко доказать экспертным заключением, где прописаны нанесенные убытки автомобилю с приложением необходимых смет со стоимостью восстановительного ремонта. Также к данной категории относятся оплаченные товарные чеки, некоторые выписки и многое другое.

Вину ответчика подтверждает приложенный протокол, доказывающий присутствие факта административного правонарушения. Обычно такой протокол может быть адресован руководителю дорожной организации либо всей службе.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру. В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет.

Если сотруд­ники ГИБДД обви­нили в ДТП води­теля, это реше­ние при нали­чии осно­ва­ний может быть обжа­ло­вано в порядке дей­ству­ю­щего зако­но­да­тель­ства. Для этого при­го­дятся все выше­пе­ре­чис­лен­ные дока­за­тель­ства, полу­чен­ные непо­сред­ственно на месте ДТП и в последствии.

Большой процент случающихся на дорогах аварий происходит из-за просчетов либо некачественной работы дорожных служб. Если вы внезапно стали очевидцем такого происшествия, вам необходимо делать следующее.

  1. При ответе на вопросы специалиста ГИБДД, в своих показаниях стоит обратить его внимание на ужасное состояние дорожного полотна на момент ДТП. Желательно указать одной из возможных причин получения повреждений транспортным средством, именно из-за неудовлетворительного состояния дороги. По протоколу осмотра места аварии обязательно должны присутствовать все возможные факторы, провоцирующие аварию:
    • характеристика дороги на момент ДТП;
    • возможные неисправности в авто;
    • отсутствие необходимых предупреждающих знаков на дороге;
    • нет оградительных конструкций.

    Совет №1! Перед тем как ставить подпись под содержимым протокола, внимательно изучите все его пункты. Чтобы на судебном заседании вам не попасть в затруднительное положение по поводу дачи разных показаний.

  2. На месте недавно произошедшей аварии нельзя ничего убирать и менять местами. Даже транспортные средства должны оставаться в таком же положении, как они находились на момент ДТП. Если авто при аварии попало в яму, необходимо замерить ее размеры и записать. Данная яма и могла стать причиной произошедшей аварии, что возможно доказать на судебном заседании. Отличным ходом со стороны очевидца ДТП станет самостоятельный вид фиксации возможных его причин. С этой целью необходимо внимательно осмотреть место происшествия, а по возможности и сфотографировать его на камеру. Желательно при этом на фото обозначить время и число осуществления съемки. Также следует составить собственное описание полученных фото- и видео материалов с подписями находящихся рядом свидетелей. Если в данном ДТП вы являетесь не очевидцем, а непосредственным участником, тогда следует позвонить специалистам своей страховой фирмы для вызова их на данное место.
  3. Стоит предложить сотруднику ГИБДД вызвать на аварийный участок представителей ответственной за его состояние организации. Особенно это необходимо в случае, если именно состояние дорожного полотна стало причиной возникновения ДТП.
  4. У очевидцев происшедшего взять контактные данные и попросить их дать свои показания, относительно увиденного сотрудникам полиции. По возможности следует привлечь к делу как можно очевидцев происшествия, чтобы доказать вину инициатора аварии. На основании 25.6 статьи КоАП в роли свидетеля может выступать любой человек, видевший все происшедшее своими глазами. Вместе с составленным протоколом сотрудниками ГИБДД необходимо приложить схему произошедшей аварии, где будут ясно видны все обстоятельства дела. При составлении такой схемы необходимо задействовать не менее двух понятых. Желательно если водитель транспортного средства, попавшего в ДТП, будет иметь у себя ксерокопию оформленного протокола.
  5. Попытаться препятствовать сотрудникам дорожных служб, прибывшим на место аварии ранее полиции, скрыть следы их вины в произошедшем. При этом надо не позволять им:
    • засыпать дорожные ямы;
    • устанавливать крышки на люки;
    • посыпать песком поверхность дороги;
    • ставить необходимые дорожные знаки.
    Если вам все же не удалось остановить рабочих, сфотографируйте их действия либо заснимите их на видео. Такие доказательства станут неопровержимыми на суде. Также попросите очевидцев действия дорожных служб при укрытии следов их вины на дороге, дать свои показания по поводу действий дорожных рабочих.
ПОДРОБЕЕ:  СОГАЗ личный кабинет: вход и регистрация онлайн

Если вам не удалось узнать информацию об организации, проводящей обслуживание участка дороги, где произошло ДТП, можно написать по этому поводу заявление сотрудникам правоохранительных органов. Также можно привлечь к данному разбирательству и представителей прокуратуры.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке. Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции.

В слу­чае отказа, сле­дует напра­вить в суд иско­вое заяв­ле­ние и ини­ци­и­ро­вать судеб­ный про­цесс. Сумму мате­ри­аль­ного ущерба при этом лучше под­твер­дить соот­вет­ству­ю­щим доку­мен­том – заклю­че­нием неза­ви­си­мой экспертизы.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу.

К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Что делать при дтп по вине дорожных служб

Каждое дорожное происшествие, которое произошло с участием транспортного средства по причине неисполнения возложенных на организацию обязанностей, что отвечает за качественное и безопасное состояние дорог, должно быть зафиксировано в обязательном порядке.

Документирование дорожного происшествия, в котором вина возлагается только на дорожные службы, имеет некое отличие от общих правил, которых применяются в момент столкновения автомобилей. Следует полагать, что в данной ситуации участников событий может быть несколько, но чаще всего это один человек.

На месте происшествия обычно картина выглядит так: поврежденный автомобиль расположился на аварийно-опасном куске дороги. Если никаких серьезных последствий водителем данного транспортного средства замечено не было, то он, как правило, не желает искать справедливости и попросту отправляется дальше по своим делам.

Сам того не понимая, человек за рулем становится в некотором роде нарушителем, ведь по факту он покинул место ДТП и нарушил этим п. 2.5 Правил дорожного движения РФ. А за это предусматривается ответственность в виде административного ареста на период в 15 суток либо лишение прав до 1,5 года.

Если в результате ДТП по вине дорожных служб автомобилист получил травму, либо была угроза его жизни, не считая большой материальный ущерб, то оформить момент наступления аварийной ситуации просто необходимо в законном порядке.

Наверняка никто не располагает лишними денежными средствами, чтобы еще и автомобиль, который был поврежден по вине дорожных служб, чинить за свои деньги. Таким образом, при любом ДТП стоит вызывать сотрудников полиции, только если это не исключение, которое можно оформить по Европротоколу.

Ситуации бывают разные, но даже работники дорожной полиции могут стать на защиту своих коллег и сказать, что во всем только ваша вина. Как пример, не была выбрана безопасная скорость, которой следует придерживаться на данном участке дороги, нарушено правило под пунктом 10.1 ПДД РФ.

Если свидетелей ситуации и других потерпевших не было, то сотрудники ГИБДД постараются как можно быстрее закрыть это дело, то есть составят документ о случившемся ДТП и тут же вынесут постановление о прекращении производства относительно вины участника аварии.

Таким образом, водитель не станет ничего требовать, никакого возмещения не последует, ведь нет на то правовых оснований. Если в результате ДТП была угроза здоровью либо человеческой жизни, то виновника происшествия могут привлечь к ответственности, как административной, так и уголовной. В любом случае, мало кто пожелает отвечать за ошибки работников дорожной службы.

Можно сказать, что у автомобилистов, которые попали в ДТП по вине дорожных служб, есть всего два варианта разрешения данной ситуации: либо самостоятельно нести ответственность за происходящее, либо требовать, чтобы дорожная организация отвечала за свои «проколы» и взыскать с нее компенсацию за весь понесенный ущерб. Большинство людей наверняка сделает правильный выбор.

Внимание

Это начальник соответствующего подразделения ГИБДД, его заместители, инспекторы и старшие инспекторы административной практики ГИБДД. В течении десяти дней постановление об административном правонарушении может быть обжаловано несогласной стороной, если же жалобы никем не принесены в установленный срок, то документ вступает в законную силу.

Если же обжалование проводилось, то после рассмотрения соответствующего ходатайства. Копия постановления о привлечении к уголовной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ, направляется как виновному, так и потерпевшему.

Судеб­ный процесс

Если дорож­ная ком­па­ния отка­зала в досу­деб­ном воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного ущерба, тогда при­дется обра­щаться в суд. Глав­ной зада­чей при этом явля­ется пра­виль­ное состав­ле­ние иско­вого заяв­ле­ния, при­ло­жив к нему все име­ю­щи­еся доку­менты и мате­ри­алы. Заяв­ле­ние необ­хо­димо отпра­вить через почту заказ­ным письмом.

Рас­ходы постра­дав­шего води­теля по оплате неза­ви­си­мой экс­пер­тизы, по эва­ку­а­ции авто­мо­биля, уча­стию авто­ю­ри­ста или автоад­во­ката взыс­ки­ва­ются судом с ответ­чика (или про­иг­рав­шей стороны).

Ответ­ствен­ность можно воз­ла­гать не только на сотруд­ни­ков дорож­ных ком­па­ний, но также и на инспек­то­ров ГИБДД. В силу п. 58 Адми­ни­стра­тив­ного регла­мента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотруд­ник ГИБДД обя­зан осу­ществ­лять регу­ли­ро­ва­ние дорож­ного дви­же­ния, если воз­ни­кает «необ­хо­ди­мость пре­ду­пре­жде­ния объ­езда воз­ник­шего пре­пят­ствия, места дорожно-транспортного про­ис­ше­ствия, про­ве­де­ния аварийно-спасательных работ».

Инфо

Как добиться взыскания ущерба с дорожных служб при ДТП Получить компенсацию за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожных служб, от этих организаций достаточно просто. Ведь они несут и административную и гражданскую ответственность за качество и полноту выполненных работ по содержанию в надлежащем состоянии дорог.

Все денежные средства, затраченные на оплату его услуг вы сможете взыскать с виновника аварии, как судебные издержки.

Сейчас все чаще люди обращаются в суд за возмещением вреда. Практика возмещения показывает, что часто потерпевшие оформляют несколько исков на компенсацию вреда, причиненного здоровью, жизни и имуществу.

Обычно в удовлетворении их отказывают в том случае, если у потерпевшего все переживания связаны с причиненным имущественным ущербом. Помимо этого, в удовлетворении иска отказывают в том случае, если бумаги составлены с ошибками.

Определение Новгородского районного суда

Решение Свердловского районного суда Красноярска

Апелляционное Определение Хабаровского краевого суда

Таким образом, многие граждане крайне пренебрежительно относятся к возмещению морального вреда, полученного в ДТП. Однако такое поведение выбрано неправильно.

Травмы, которые кажутся потерпевшему легкими и не компенсируются вовремя, часто приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Следует внимательно следить за своим здоровьем и отстаивать свои права в нужные жизненные моменты.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Выводы

Досу­деб­ные и судеб­ные раз­би­ра­тель­ства по вопро­сам воз­ме­ще­ния ущерба из-за пло­хого состо­я­ния дорож­ного покры­тия в нашей стране с каж­дым годом ста­но­вятся попу­ляр­нее. Важно при этом собрать все необ­хо­ди­мые доку­менты и мате­ри­алы, оце­нить повре­жде­ния, а также знать свои закон­ные права.

Не отча­яться и добиться спра­вед­ли­во­сти постра­дав­шим авто­вла­дель­цам помо­гут юри­сты ФАСПБ. Прак­тика пока­зы­вает, что судеб­ный про­цесс вполне дей­ствен­ный и помо­гает воз­ме­стить ущерб с винов­ной стороны.

В любом слу­чае, свои права необ­хо­димо уметь отста­и­вать. Если и дальше про­дол­жать без­дей­ство­вать, попа­дая в подоб­ные ситу­а­ции и ремон­ти­руя повре­жден­ный авто­мо­биль за свой счет, то мало­ве­ро­ятно, что ситу­а­ция на доро­гах сама по себе изме­нится в луч­шую сторону.

Бесплатная консультация автоюриста — по тел.   7 (812) 426-18-18

Adblock detector