Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Нормативная база

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  • Положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
  • Требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
  • Статей Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в актуальной редакции (далее — ПДД);
  • Ведомственных нормативных актов, приказов и распоряжений.

Что может быть, если водители покинули место происшествия по взаимному согласию?

Понятие «обоюдная вина» широко используется инспекторами ДПС и страховщиками. Под ним сотрудники ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый автомобилист нарушил требования ПДД, тем самым спровоцировав ДТП.

Целесообразно говорить об обоюдке когда:

  • Обстоятельства аварии делают невозможным определение ответственного лица. Зачастую это мелкие ДТП (например, машины задевают друг друга на парковке);
  • Очевидно, что определенные маневры каждого водителя поспособствовали случившемуся.
  • Согласно статье 12 п. 22 ФЗ-№40 обоюдная вина при ДТП и степень ответственности каждого водителя назначается судом. Не исключены ситуации, при которых:
  • По представленным доказательствам судья не может определить, кто и в какой степени поспособствовал случившемуся, а стороны процесса также не смогли решить этот вопрос;
  • Водители решили, что сумма ущерба по ОСАГО окажется невелика, и не стали инициировать разбирательство.

В описанных ситуациях возможность получить страховое возмещение минимальна.

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.

Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для расчета ОСАГО онлайн — сравните цены в различных страховых компаниях. Сэкономьте от 1 498 до 3 980 руб., так как базовая ставка может отличаться на 20%. Не нужно идти в офис — вы получите страховой полис на ваш e-mail

Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку

Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.

Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

Вообще в законе об ОСАГО нет такого понятия, как обоюдная вина водителей в ДТП. Но таким термином часто пользуются работники страховых компаний и сотрудники ГИБДД. Под этой фразой они имеют в виду ситуацию, приведшую к ДТП, в которой и водитель первой и водитель второй машины в какой-то степени нарушили правила дорожного движения.

Но не всегда случившееся ДТП вообще может быть оценено как «обоюдка». Иногда случается, что виновника аварии выявить не получается. Тогда сотрудники ГИБДД выносят соответствующее постановление. В этом случае, компенсации от страховой компании можно будет добиться только через суд, который сможет определить в ходе разбирательств, действия кого из участников дорожного движения привели к созданию аварийной ситуации, повлекшей за собой ДТП.

фото 1

По обоюдной вине выплаты производят почти всегда, поэтому это лучше, чем когда виновник не установлен.

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Несмотря на то, что финансовым возмещением затрат виновника по оплате восстановления имущества, здоровья потерпевших занимается страховщик, определить степень вины может только суд. Уже на основании его решения должны производиться выплаты в пределах страхового покрытия.

Важно то, что не все виды нарушений воспринимаются судом, как основание для установления равнозначной вины. Примером является дорожное происшествие, в котором один из участников нарушил проезд, запрещающий выезд за сплошную линию на встречную сторону движения, а второй вез ребенка без детского кресла.

Договор автогражданской ответственности или ОСАГО позволяет защитить финансовые интересы лица, заключившего его. В зависимости от степени вины произведутся полные или частичные выплаты в пределах суммы, указанной в полисе.

Чтобы произошло возмещение, следует обратиться в страховую компанию вместе с документами в срок, указанный в полисе (в течение 10 дней после ДТП). Страховщик может быть не согласным с суммой выплаты. В таком случае их произведут по решению суда. Неоплата без уважительной причины грозит компании штрафом.

Согласно указанному пункту ФЗ РФ выплаты производятся пропорционально степени виновности водителя. Так, если определена вина на 70 %, то выплатят только 30 %, а третьему лицу — оставшиеся 70 %. Как показывает практика, суд чаще присваивает равную степень участия для обеих сторон.

Выплаты в таком случае производятся также равнозначные – по 50 % от каждой страховой компании. Если нельзя установить степень вины наверняка, учитывается п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в которой говорится об автоматическом уравнении прав.

Важно! Если судебного решения нет, степень вины определяется автоматически поровну. Если никто не виноват, то и возмещения не может быть.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В законе о страховании появились изменения, согласно которым, вместо оплаты ремонтных работ водитель может получить финансовое возмещение по причиненному ущербу. Размер суммы определяется по указанной выше схеме.

Ситуация, когда равное возмещение для обоих участников их устраивает, не требует дополнительных разбирательств, привлечения суда. Следует только обеспечить наличие полного пакета документов, требуемых страховщиком, включающие из ГИБДД, и их передачу.

Как оформляется авария в случае вины обоих участников?

В законе однозначно указано: возмещение распределяется соответственно степеням ответственности всех участников ДТП. Вина может быть признана одинаковой или различной.

Равная

Вина определяется в соотношении 50/50 когда оба водителя одинаково способствовали возникновению аварийной ситуации и устанавливается если:

  • Несоблюдение требований ПДД совершено каждым автомобилистом;
  • Совершенные нарушения имеют непосредственное отношение к аварии;
  • Правонарушения, спровоцировавшие ДТП, имеют примерно равную степень тяжести.

При оценке степени вины суды принимают во внимание не только оценку тяжести нарушений, но и их общее количество и сумма штрафов за них. В процессе заседания судья изучает все доказательства и экспертное заключение.

Если по результатам представленных материалов определить вину каждого водителя затруднительно, то во внимание берутся совершенные нарушения и наказания за них. Если количество нарушений и размеры штрафов совпадают – вина признается равной.

Также вина считается равной при оформлении ДТП по Европротоколу или добровольном соглашении сторон.

Различная

Если у одной из сторон есть возражения, касающиеся своей вины, ему необходимо обратиться в суд с просьбой определить степень ответственности каждого участника ДТП. Нередко в таких ситуациях судья руководствуется изложенным выше принципом, ведь даже самый опытный эксперт не всегда в состоянии определить, в какой мере поступок каждого из фигурантов повлиял на совершение ДТП.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В качестве яркого примера аварии с различной степенью вины можно рассмотреть случай из судебной практики: из-за поломки автомобилист затормозил прямо на дороге, но проигнорировал требования ПДД и не воспользовался сигналом аварийной остановки и соответствующим указателем. Другой участник двигался на скорости, значительно превышающей максимально допустимую.

Он поздно заметил запаркованный автомобиль и не смог избежать столкновения. В описанной ситуации виноваты обе стороны, но вина второго выше. Если бы он двигался на разрешенной скорости, то вовремя заметил бы стоящую машину (даже без аварийных опознавателей) и успел бы затормозить, тем самым предотвратив аварию.

Рассмотрев все материалы дела, суд определил соотношение вины как 10%/90%.

Невозможно предугадать, чем закончится конкретный судебный процесс. Для определении степени вины при обоюдке можно последовать простым советам адвокатов.

Доказать, что каждый участник виновен в ДТП. Для этого подойдут протоколы и постановления ГИБДД, подтверждающие совершение правонарушений каждой из сторон.

В качестве дополнительных доказательств могут использоваться показания очевидцев, фото и видео материалы с места совершения ДТП, доказывающие характер ущерба и расположение автомобилей непосредственно после столкновения.

Судья должен учесть все обстоятельства происшествия. Так, водитель может указать на неблагоприятные погодные условия в момент аварии. Для подтверждения своих слов рекомендуется представить официальную справку из погодного центра.

ПОДРОБЕЕ:  Кто должен платить транспортный налог и как его рассчитать

Не лишним будет заручиться поддержкой эксперта: получить экспертное заключение или пригласить его на заседание. Это особенно актуально при наличии возражений у второго участника аварии.

Обоюдная вина в аварии – тяжелая ситуация, поскольку для получения максимальной компенсации приходится инициировать судебное разбирательство, а предугадать заранее какое решение примет судья невозможно.

Каждая отдельная ситуация на дороге – это индивидуальное событие, требующее внимательного рассмотрения и учета всех фактов, событий, мелочей, которые также являются ценными. Рассмотрим общие рекомендации, которые могут помочь водителям при судебном разбирательстве:

  1. Собрать доказательства. Чтобы признали вину двух сторон, следует указать на ошибки, которые были совершены двумя сторонами конфликта. Для этого подойдут справки, протоколы, постановления, которые были выписаны в результате рассмотрения ДТП специалистами
  2. Предоставить показания свидетелей, фото, видеоинформацию, которые помогут восстановить ситуацию на дороге, укажут на повреждения, другое
  3. Не лишним будет сослаться на погодные условия, которые также бывают причиной происшествий. В таком случае требуется запросить подтверждение из центра гидрометеорологии.
  4. Суд учитывает экспертную оценку оценщиков автоповреждений, автотехнические заключения. Их можно пригласить на слушание дела

Важно! Суд учитывает совокупность доказательств, разные факты, свидетельства, которые могут повлиять на степень вины. В таком случае даже заключения ГИБДД могут перекрыть более весомые факты, раскрытые в ходе разбирательства.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации.

Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников.

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию.

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Действия сотрудников ГИБДД

По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:

  1. Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
  2. Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
  3. Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
  • схема и описание о размещении автомобилей после аварии
  • данные замеров между машинами от контрольных точек
  • описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
  • пояснение ситуации участниками ДТП

Как правильно оформить ДТП при обоюдке

Юридическая консультация онлайн

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия важно выполнить следующее:

  1. Остановить автомобили, не оставлять место происшествия.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров от страховых компаний.
  3. Записать данные свидетелей, включая контактную информацию.
  4. Зафиксировать максимальное количество доказательств вины второй стороны. Для этого подойдет видеоматериал с видеорегистратора, фото на телефон.
  5. При записи информации сотрудником госавтоинспекции в протокол, важно проследить за ее правильностью.
  6. Не нужно сразу брать вину на себя.

При составлении протокола следует успокоиться, уяснить сложившуюся ситуацию, четко проговаривать свою позицию, давая объяснения, которые должны быть отражены в протоколе. Следует обратить внимание инспектора на факты, которые подтверждают вину второй стороны.

Это поможет прояснить ситуацию, в которой вину с одного человека полностью снимут. В том случае, если есть уверенность в невиновности, следует обязательно добиваться правоты, собрав доказательства, обращаться в суд.

В другом случае возможно возмещение от страховщиков только половины необходимой суммы от возможной по страховому покрытию. Если же повреждения автомобиля незначительны, никто не пострадал, тогда можно вызвать только специалиста от страховой компании и составить «Европротокол», документы для страховщика.

Важно, что при таком оформлении выплаты не превысят 50 000 руб., что является максимальным значением на этот год. Если вина будет обоюдной, распределение произойдет в количестве 25 000 руб. для каждого виновника.

Рассчитать стоимость онлайн на сайте ИнгосстрахРассчитать стоимость онлайн на сайте Росгосстрах

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

В случае совершения обоюдного ДТП участникам нужно предпринять следующие меры:

  1. Затормозить и не менять местоположение машин до приезда инспекторов ГАИ или представителей страховщика.
  2. Действовать согласно ПДД: включить аварийные огни и выставить указатель аварийной остановки.
  3. Сообщить об аварии страховщику и вызвать сотрудников ДПС.
  4. Начать сбор доказательств виновности другого водителя. Подойдут фотографии места происшествия, записи видеорегистратора, показания очевидцев.

Проследить, чтобы инспектор составил подробный протокол. Рекомендуется не брать всю ответственность на себя, а акцентировать внимание полицейского на деталях, подтверждающих вину другой стороны.

Если водители согласны с равной виной в ДТП, а их ТС не получили серьезных повреждений, нужно оповестить страховщика и оформить аварию по Европротоколу. Это позволит получить выплату без судебного разбирательства.

Оформление  нарушений при обоюдном ДТП

В случае, когда в дорожное происшествие оказались вовлечены трое участников дорожного движения, каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Когда в аварии задействованы два автомобиля, за страховым возмещением можно обратиться как в свою компанию, так и в компанию виновника.

Если произошло ДТП с тремя автомобилями, необходимо подавать отдельное заявление о возмещении ущерба в компании виновников.

Однако это все актуально, если полис заключен без страхования жизни.

Остальные проблемы они будут решать самостоятельно. Тройные ДТП также нередко рассматриваются в суде.

В таких случаях еще сложнее установить вину. Ясно одно: оформить Европротокол и разъехаться уже не получится.

Прямое возмещение убытков – это порядок выплат, когда за материальной компенсацией после ДТП не обязательно обращаться в страховую компанию виновника, а можно обратиться туда, где оформлен собственный полис ОСАГО.

Закон «Об ОСАГО» регламентирует эту сторону отношений. Согласно статье 12, пункт 22 страховая компания обязана возместить материальный ущерб пропорционально установленной степени вины.

Степень вины определяется только по решению суда.

Если степень вины не установлена, она считается равной и сумма компенсации распределяется между обоими участниками происшествия. Это положение не относится к случаям, когда в процессе суда виновник не был установлен вообще.

Бывает так, что дорожные происшествия происходят без вины кого-то из ее участников. Могут оказать влияние внешние факторы, погодные условия или качество дорожного полотна.

В таком случае:

  • может быть постановлено, что ни один из участников аварии не является виновником;
  • рассчитывать на получение материальной компенсации смысла нет.

Когда обоюдная вина распределяется не 50/50, а, к примеру, 30/70, то компенсация выплачивается следующим образом:

  • если сумма ущерба составляет 100 000 рублей, тому кто виновен на 30%, заплатят 70 000 рублей;
  • тому, кто виновен на 70%, заплатят 30 000 рублей.

Все страховые договора, оформленные до этой даты и действующие, будут компенсироваться по старой схеме. Чтобы получить денежную компенсацию по документам, оформленным после этой даты, потребуется постановление пленума суда.

Когда срок действия страховых договоров, на основании которых водители могли получать материальные компенсации, истечет, денежные выплаты производиться не будут.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Страховое возмещение будет проводиться поэтапно:

  • страховщик осматривает автомобиль;
  • проводится техническая экспертиза по оценке нанесенного ущерба;
  • страховая компания выдаст направление на ремонт.

Далее действия развиваются в следующем порядке:

  • в судебном порядке будет оценена степень обоюдной вины;
  • страховая сумма будет распределена между всеми участниками происшествия;
  • страховая компания проводит ремонт в автосервисе;
  • недостающую сумму должен внести виновник аварии.

В процессе восстановления автомобиля используются только новые запасные части. Для того, чтоб установить подержанные детали, страховщик обязан получить письменное разрешение.

В этой схеме есть свои подводные камни:

  1. Стоимость ремонта может быть рассчитана по системе Центрального Банка. Однако согласно этим правилам, в сумму возмещения может не входить окраска отдельных деталей или не полная их обработка.
  2. Сложности с оплатой труда сотрудников автосервиса. Если суммы, заявленной страховщиком, будет недостаточно, разницу придется компенсировать водителю.

Срок выдачи направления на проведение ремонтных работ составляет 20 календарных дней. Если водитель желает, чтобы ремонт автомобиля проводится в автосервисе, которого нет в списке страховой компании, ждать придется месяц.

Ремонтные работы не должны длиться больше 30 дней с момента поступления автомобиля в автосервис.

ПОДРОБЕЕ:  Купить спортивную страховку от несчастных случаев: онлайн страхование жизни и здоровья спортсменов в Москве и по всей России

Если это правило нарушено, страховая компания обязана уплатить штраф. Автосервис не должен находиться дальше, чем в 50 км от дома пострадавшего или от места аварии.

Если автомобиль новый и на него еще действует гарантия, страховая компания обязана выдать направление на ремонт в тот автосервис, который имеет право проводить такие работы.

В «Законе об ОСАГО» присутствует позиция, которая регламентирует подобные случаи (ст. 12 п.22). Она говорит о том, что выплаты при обоюдной вине водителей производят на основе степени вины сторон, которая была установлена судом.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Важно! Эта формулировка крайне часто вызывает противоречия.

Причина в том, что уровень виновности каждого участника может не устанавливаться судовыми органами при разных обстоятельствах:

  • Если при разбирательстве суд не установил, какова степень виновности каждой из сторон ДТП.
  • Водители не обращались в суд, ввиду чего степень вины не была установлена.

Обе позиции подходят под то, что описано в законодательстве. Однако каждая из них имеет своих сторонников. Так, некоторые утверждают, что отсутствие обращения в судовые инстанции и значит, что степень сторон не была установлена судом.

А формулировка «судом не установлена» гласит, что со стороны судебных органов были попытки установить уровень виновности. При обоюдной вине сторон судовые разбирательства являются неодолимыми, поскольку закон не предполагает иные варианты.

Однако автолюбители нередко трактуют закон по-своему и утверждают, что страховые компании должны возмещать по 50% компенсации каждой стороны, и обращаться в суд для этого не обязательно. Аргументируют они это тем, что список необходимых для выплат документов не включает в себя судовое решение.

Выплаты в данном случае, конечно, возможны, то точное решение об этом принимает страховая компания.

Стоит рассмотреть ситуацию, при которой участники ДТП виновны в нем в равной степени. Тогда они оба подают заявления на выплаты в свои СК. После этого возникает ряд юридических аспектов, которые нужно учитывать.

Каждый из участников в этом случае может получить лишь 50% суммы ущерба. Допустим, если ремонт будет стоить 50 тысяч, то будет выплачено только 25 тысяч.

Иномарка

Существует мнение, что остаток суммы на ремонт можно требовать со второго участника аварии, однако это не так.

После получения водителями выплаты по ОСАГО они имеют право подавать на другого участника в суд для получения оставшейся суммы ущерба. Однако в этом случае возмещение возможно только второму водителю, и сумма будет равняться половине за минусом выплаты, полученной участником ДТП от страховой компании, то есть 120 тыс.*50% – 500 тыс. = 100 тыс.

Справка! На практике большинство подобных ситуаций решается в досудебном порядке, но в ряде случаев водители доходят до суда.

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений. Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения.

Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

От чего зависит решение страховой компании

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине производится страховщиком, с которым был заключен договор. Документы должны быть переданы в СК в течении 10-ти суток со дня аварии. После окончания указанного срока получить выплаты по ОСАГО станет проблематично.

Согласно ст. 12 п. 22 ФЗ-№40, компенсация страхователю должна быть произведена пропорционально степени вины автомобилиста. Например, суд определил соотношение виновности в ДТП 30%/70%. Таким образом, водитель, чья ответственность составила 30%, получит 70% от положенной компенсации. И напротив, водителю, виновному в ДТП на 70%, положено оплатить 30% от стоимости ремонтных работ.

По статистике большинство споров заканчиваются определением равной вины. Судьи руководствуются п. 2 ст. 1083 ГК РФ, в котором говорится, что если определить степень вины каждого участника не представляется возможным, она должна быть поделена поровну.

Вопрос о выплатах решает страховая компания, учитывая при этом ряд факторов. Отказ в компенсациях чаще всего возможен в следующих случаях:

  • один из водителей-участников ДТП не был вписан в полис гражданской ответственности (можно ли получить выплаты в такой ситуации узнаете здесь);
  • одна из сторон находилась в алкогольном либо же наркотическом опьянении;
  • одним из участников ДТП или страховой компанией оппонента было подано заявление об обжаловании судового решения;
  • виновник скрылся с места аварии (как в такой ситуации можно получить компенсацию по ОСАГО читайте тут).

Например, если в ваше авто въехала, допустим, жена владельца другой машины, которая не была вписана в полис ОСАГО, страховая компания может отказать в подаче документов на выплату.

фото 2

Эта статья гласит, что право требования в данном случае переходит к гражданину, который причинит потерпевшему вред, то есть, тому, кто является непосредственным виновником ДТП. Поэтому пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация.

То же самое касается ситуаций, когда виновник был в наркотическом или алкогольном опьянении. В данном случае при обжаловании участником решения суда страховщик может приостановить процесс выплат, но отказать в них не может. То же самое касается ситуаций, когда виновное лицо покинуло место ДТП.

Не получить возмещение ущерба можно только тогда, когда личность виновника не была установлена. Если же виноваты оба водителя, у них обоих есть право получить компенсацию.

Страховщики в своей деятельности по поводу выплат по страховым случаям опираются на ФЗ «Об ОСАГО». Согласно ему третье лицо в ДТП может рассчитывать на покрытие расходов не только по восстановлению автомобиля, но и по лечению в пределах страховой суммы, на которую заключен договор у виновника ситуации.

  1. Водитель, находившийся за рулем, не вписан в полис
  2. На момент ДТП виновник находился в состоянии алкогольного опьянения, под действием запрещенных веществ
  3. Один из водителей обжаловал судебное решение
  4. Виновник скрылся с места происшествия, его личность нельзя установить

Чтобы решение было положительным, следует:

  1. При возникновении аварии сообщить о случившемся в страховую компанию
  2. Действовать в рамках закона
  3. В течение 10 дней подать документы о происшествии, написать заявление

Важно! Если вторая сторона обратилась в суд с претензией, это не является поводом в отказе выплаты, а лишь в паузе по решению.

  • Cтраховая компания обанкротиласьCтраховая компания обанкротилась
  • Неустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взысканиеНеустойка по ОСАГО — как рассчитывается размер и взыскание
  • Возмещение ущерба по ОСАГОВозмещение ущерба по ОСАГО
  • Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?Отказ в выплате по ОСАГО — что законно, а что нет?
  • Выплаты по ОСАГО за вред здоровьюВыплаты по ОСАГО за вред здоровью
  • Выплаты по ОСАГО за повреждение автомобиляВыплаты по ОСАГО за повреждение автомобиля

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

Максимальная выплата по ОСАГО факты и размеры компенсации

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2019 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей.

Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, т.е. 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, т.е. 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

  1. Равная.

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  1. Пропорционально вине.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Сложнее, когда не достигнуто обоюдное согласие, т.е. кто-то из водителей оспаривает виновность полностью или считает себя виновным в меньшей степени. Полномочиями по установлению вины в причинении ущерба (соответственно и виновного в ДТП) наделён только суд.

Сложность заключается в том, что специальной судебной процедуры по определению вины нет — нельзя обратиться с иском о признании гр-на А. виновным в аварии. Вина устанавливается в рамках искового производства о возмещении ущерба (выплате страховки), а это означает, что сначала право на получение страховки должно быть нарушено.

Нарушение права выражается в отказе в выплате (или невыплате в установленный срок). С другой стороны, без решения суда страховщик обязан возместить ущерб в равных долях и готов это сделать, что исключает нарушение прав потерпевшего.

Практически имеется 2 варианта разрешения ситуации.

Вариант 1:

  1. Подача документов в СК.
  2. Получение причитающейся доли страховки.
  3. Претензия в СК на неполученную часть.
  4. Отказ СК в доплате.
  5. Суд.

Вариант 2:

  1. Подача документов в СК и одновременно предъявление претензии на полную выплату.
  2. Отказ СК с разъяснениями о невозможности полной выплаты.
  3. Суд.
Второй путь короче, но до решения суда никаких выплат, скорее всего, не будет.

Что делать, если отказывают в выплате

Не стоит скрывать, что страховым компаниям выгодно меньшее количество возмещений. В том случае, если есть вероятность отстоять свои права, и они не противоречат правилам договора, тогда следует оформлять жалобу на имя руководителя отделения или компания, в зависимости от ответа писать досудебную претензию, жаловаться в организации, контролирующие деятельность страховщиков.

Примером служит ситуация, когда за рулем находился не владелец авто, а его сын, не вписанный в полис. Этот факт становится причиной отказа в выплате по ОСАГО. Но согласно п. 1 ФЗ № 14 право требования переходит к тому, кто причинил вред.

Обоюдность в ДТП подразумевает равную степень участия. Человек является и потерпевшим и виновником. Восстанавливать приходится не только свое имущество, но и участвовать в решении проблем другой стороны.

Выплата по КАСКО при обоюдной вине

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Последствия, если в аварии есть пострадавшие

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд. Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Согласно требованиям статьи 3 ФЗ «Об ОСАГО» на территории Российской Федерации запрещается пользоваться транспортным средством без предварительной страховки гражданской ответственности.

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Хотя отсутствие действующего страхового полиса – грубое нарушение ПДД, само по себе оно не является причиной аварии. В процессе разбирательства должны быть рассмотрены причинно-следственные связи между нарушением того или иного пункта правил и произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Если помимо отсутствия страховки водитель ничего не нарушил, вина не может считаться обоюдной. В правилах дорожного движения есть пункт, на основании которого некоторые стремятся доказать обоюдность вины.

Статья 10.1 гласит, что каждый водитель должен двигаться по дороге с той скоростью, которая позволит своевременно отреагировать и предотвратить столкновение.

Хотя нарушение этой статьи может быть не таким явным, как правонарушение другого водителя, иногда сотрудники ГИБДД пользуются этим положением закона, чтобы списать все на обоюдную вину. В таком случае можно стать виноватым, даже ничего не нарушив.

В случае если сотрудники ГИБДД пытаются вменить нарушение этого пункта в вину, стоит проводить специальную автотехническую экспертизу. Такое исследование позволяет установить, имел ли водитель техническую возможность остановиться и предотвратить столкновение с другим автомобилем.

При несогласии с виной или равной степенью вины в происшествии, готовиться к суду следует с момента аварии. Для этого после ДТП следует:

  1. Сделать как можно больше фотографий с места происшествия: зафиксировать расположение машин в различных ракурсах и с привязкой к месту, повреждения, осыпи осколков и грязи, тормозные следы и пр., провести обзорную видеосъемку.
  2. Установить возможных свидетелей (пешеходы, проезжающие мимо водители), проверить, не просматривается ли место аварии уличными камерами.
  3. Заявить сотруднику ГИБДД о несогласии с виной, указать на это в протоколе.

Все доказательства в пользу своей позиции представляются в суд. В решении будет отражена степень вины каждого в процентах. Обычно устанавливается равная вина по 50%, но нередко определяют неравнозначную вину: 30% на 70%, 20% на 80% и т. д. Страховку выплачивают пропорционально степени вины.

Судебная практика — пример (фабула дела): На перекрёстке водитель З. поворачивал направо и допустил нарушение правил проезда перекрёстка (п. 8.6 ПДД) — при выезде с пересечения дорог ТС неминуемо оказалось бы на встречной полосе. Водитель А.

, совершавший поворот налево, занимал свою часть дороги, но столкновения не удалось избежать. Водитель А. был нетрезв. З. был привлечён к ответственности за неправильный проезд перекрёстка, А. — за управление в нетрезвом состоянии.

Обоим водителям страховщики отказали в выплате: З. потому что причиной аварии стал неправильный проезд перекрёстка, А. — в связи с недоказанностью вины З. (З. отменил постановление ГИБДД). Оба водителя пошли в суд.

Оспаривание виновности в суде или сведение к обоюдке требует специальных знаний и опыта. При твердом намерении доказать свою правоту лучше воспользоваться услугами юриста.

Примеры судебной практики

Судебная практика по вопросам обоюдной вины очень широка, так как практически каждое дело рассматривается в таком порядке:

  1. В одном из дел, проходящих в Санкт-Петербурге, отмечалось, что нарушения правил дорожного движения были со стороны обоих участников дорожного происшествия. Однако ни одно из нарушений не имело прямой причинно-следственной связи со случившимся. В ходе расследования степень вины установлена не была, так как невозможно было определить, могли ли участники аварии предотвратить столкновение. Вина была признана обоюдной, а страховое возмещение распределено между двумя участниками ДТП 50/50.
  2. В другом случае суд принял в рассмотрение все нюансы ДТП и пришел к выводу, что вину следует распределить как 25/75. Для принятия решения потребовалась экспертиза.

Обоюдная вина – сложная ситуация, когда вопрос о распределении страхового возмещения может быть спорным.

Однако достичь справедливости и получить хотя бы часть материальных средств для покрытия расходов возможно. Для этого нужно оформить все документы и обратиться в суд.

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

  • Оформление европротокола.

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.

2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, т.е. 50 на 50.

Adblock detector