У виновника аварии нет страховки

Введение

Наша жизнь полна неожиданностей, и, к сожалению, мы не знаем, что ожидает нас в ту или иную секунду. Так же происходит и на дороге. Во время движения на машине неизвестно где может поджидать опасность.

Сегодня всё чаще возникают моменты, когда водитель садится за руль, не имея водительского удостоверения, находится под воздействием алкоголя или, что ещё может быть хуже, наркотиков. Но как быть в таких случаях, когда у виновника ДТП нет страховки либо размер причинённого ущерба в несколько раз выше установленного законодательством объёма компенсации? Как в таком случае взыскать ущерб с виновника?

Ввиду высокой стоимости страхования автотранспорта многие автолюбители сознательно не страхуют свои автомобили, хотя уже сегодня, по данным ГИБДД, только каждая четвёртая машина передвигается без обязательного страхового полиса. Что же будет дальше?!

Как действовать при ДТП

Пострадавшему рекомендуется соблюдать определенную последовательность поведения. Если происшествие произошло, не нужно паниковать. От правильности оформления аварии во многом зависит успешность возврата потраченных денег.

  • оставаться на месте аварии;
  • успокоиться и восстановить расположение духа;
  • посредством любого доступного устройства, снять детали происшествия на фото;
  • вызвать представителей ГИБДД для расследования причин и определения виновных столкновения;
  • отыскать свидетелей, которые не против предоставить письменные показания;
  • связаться со своим страховщиком;
  • по приезду сотрудника компании, потребовать от него отметить факт отсутствия полиса у виновного;
  • дождаться независимого эксперта, для проведения оценки машины на серьезность повреждений;
  • получить расчеты об ущербе и другую документацию по ДТП. Для этого требуется оплатить услуги оценочной фирмы.

У виновника аварии нет страховки

Если полицейский не согласится оформлять соответствующие бумаги, этот момент должен быть отмечен представителем страховщика.

Что делать, если при ДТП у виновника нет страховки?

С необходимой теоретической частью ознакомились. Теперь вы узнаете, что нужно делать и как поступать при возникновении ДТП и отсутствии ОСАГО, если вы виновная сторона.

Вне зависимости от последующей стратегии разбирательства, виновнику происшествия, в первое время после столкновения, следует придерживаться правильного алгоритма действий. От этого может зависеть здоровье и даже жизнь человека. Ему не стоит думать о том как уклонится от ответственности.

Вот этот алгоритм:

  1. Сразу после происшествия убедитесь, что вам, вашим пассажирам, пострадавшей машине, другому автотранспорту и иным третьим лицам, не угрожает немедленная опасность.
  2. Убедитесь в отсутствии у вас и ваших пассажиров серьезных телесных повреждений.
  3. Выйдите из машины (предварительно заглушив двигатель) и проверьте состояние потерпевшей стороны. Если не требуется немедленная помощь, то включайте аварийные габариты и выставляйте аварийный знак. Машину при этом поставьте на ручной тормоз.
  4. Не вступайте в конфликт с пострадавшим. Вместо этого постарайтесь успокоить его. Сделайте совместный предварительный осмотр повреждений, проведите фото- и видео- фиксацию места ДТП и машин-участников.
  5. Предварительно переговорите с потерпевшим и на основе этого примите дальнейшее решение.

После того, как проведены обязательные действия, переходите ко второму этапу, от которого может зависеть исход дела и величина возмещения.

Ситуация может иметь три варианта:

  1. На место ДТП вызывается служба ДПС вне зависимости от желаний сторон;
  2. На место ДТП вызывается служба ДПС по желанию сторон (или одной стороны);
  3. Служба ДПС не вызывается.

Указатели в сторону страховки или риска

При первичном осмотре места происшествия вы должны выяснить имеются ли у потерпевших (любой стороны) существенные травмы. Если это так, а также при кажущихся несущественных травмах головы, вы должны вызвать на место аварии ДПС и скорую помощь (если требуется). Также ДПС обязательно вызывается при сильных повреждениях транспорта.

Если травм у участников нет или они легкие (синяки, царапины, ссадины), а транспорт имеет небольшие или умеренные повреждения, то нужно предварительно выяснить позицию потерпевшей стороны в следующем:

  1. Возможность решения вопроса о возмещении без привлечения официальных властей;
  2. Оценку потерпевшим понесенного ущерба в приблизительной сумме и адекватных рамках.

Далее нужно действовать в зависимости от результатов беседы, но если ситуация позволяет, то транспорт должен быть убран с проезжей части как можно скорее. Особенно это касается оживленных магистралей, где за препятствие движению при несущественных авариях можно получить штраф.

Если потерпевший согласен на частное урегулирование вопроса и не называет явно завышенных сумм ущерба, то лучше всего остановиться на данном варианте. Даже если сумма вам кажется слегка преувеличенной, лучше заплатить.

Ведь у машины впоследствии могут обнаружиться скрытые повреждения, да и суд, при решении дела в пользу истца, вряд ли обойдется в меньшие деньги. Не считая того, что ваши время и хлопоты тоже немало стоят.

При незначительном уроне рассчитаться с потерпевшим можно прямо у капота, но при этом вы обязательно должны взять расписку в получении денег и согласии в том, что данной оплатой дорожный инцидент исчерпан.

Но при частном решении есть один нюанс – факт вашей виновности в ДТП и доля виновности пострадавшего. Если вы не уверены, что виноваты вы или уверены в обратном, а сумма к выплате предполагается значительная, то лучше привлечь ДПС и дать делу официальный ход.

Официальное оформление ДТП не всегда означает последующий суд – зачастую участники происшествия понимают, что самостоятельно разобраться во всем не смогут и по обоюдному согласию привлекают работников полосатого жезла.

У виновника аварии нет страховки

Полицейские проведут необходимые трассологические обследования и замеры, а также вынесут предварительный вердикт о виновности сторон и ее степени. Именно предварительный, т. к. все собранные материалы и оформленная документация выступает лишь в качестве базиса для последующих выводов суда.

Поэтому вам нужно:

  • Внимательно ознакомиться с тем, что составят инспекторы – справкой Ф-154, схемой ДТП, протоколом и актом (если они требуются);
  • При частичном несогласии с указанными фактами отразить свою точку зрения в графе для пояснений сторон;
  • При полном несогласии с указанными фактами завизировать их, прописав «не согласен», или полностью отказаться от подписания документов;
  • Взять у инспектора копии составленной документации.

Если добропорядочный шофёр стал участником ДТП, а у виновника аварии нет страхового полиса на авто — сразу может возникнуть паника и неуверенность в том, что нанесённый вред кто-то компенсирует. Как быть?

В таком случае нужно взять себя в руки, решить всё самому с другим участником аварии всё равно не удастся. Установленный бланк европротокола, по которому можно решить проблему без органов власти, составить не получится, поэтому нужно просто вызвать сотрудников ГИБДД.

Представители власти пытаются бороться с нарушителями, которые выезжают на дороги без автогражданки. Если у водителя нет ОСАГО, то ему придётся заплатить штраф не менее 900 рублей. А если он окажется ещё и виноватым в дорожно-транспортном происшествии — ему придётся возместить ущерб от аварии самостоятельно.

Потерпевшая сторона же, имея при себе все требуемые документы и страховой полис, может рассчитывать на компенсацию за расходы несколькими способами:

  • вне программы ОСАГО, но с привлечением страховой компании;
  • действовать сугубо через компанию-страховщика.

Один из самых распространённых вариантов — разбирательство на месте аварии и требование возврата денежных средств за нанесённый материальный вред у виновника. Отсутствие страхового полиса не освобождает виновника от ответственности по статье 1064 Гражданского кодекса.

  1. Следует проследить, чтобы инспектор ГИБДД в своём протоколе об инциденте сделал пометку о том, что у виновника аварии нет страховки.
  2. Для указания точного размера возмещения за нанесённый материальный ущерб следует обратиться в специальную оценочную организацию. Ранее услуги оценщиков оплачивались самим владельцем, но сейчас сумма за оценку авто может взыскиваться с виновника.
  3. Требуется собрать все нужные документы.

Решение вопроса можно упростить, и всё решить в досудебном порядке. Но это можно сделать только в той ситуации, когда виновник признаёт всё ему предъявленное и за свои ошибки готов платить. В этом случае нужно письменно уведомить истца об оценке автомобиля экспертами и составить претензию.

В сумму претензии допускается включать:

  • стоимость за ремонт автомобиля;
  • расходы на восстановления здоровья пострадавших;
  • затраты на услуги юриста и проведение экспертизы.

В случае когда лицо, виновное в ДТП, не принимает сумму выставленной компенсации, отказывается возмещать ущерб или же вовсе не признаёт вину, страхователь вынужден обращаться в суд. Тогда в сумму возмещения допускается включение суммы расходов на проведение судебного процесса.

Второй вариант решения ситуации — ремонт транспортного средства за счёт КАСКО. Это способ более безопасный с финансовой стороны, но подразумевает наличие у потерпевшего не только ОСАГО, но и договора КАСКО.

В этом случае виновник будет иметь дело со страховой компанией потерпевшего. А сам же потерпевший может запросить следующие виды компенсаций:

  • расходы на лечение, если оно требуется. По критериям ОСАГО — до полумиллиона рублей на одного человека;
  • затраты на эвакуатор;
  • франшизу по КАСКО, если она предусмотрена.

Можно получить компенсацию в досудебном порядке или же по решению местного суда. Если суд может затянуться до полугода, то при досудебном урегулировании конфликта обе стороны должны прийти к общему соглашению по настоящему вопросу.

У виновника аварии нет страховки

Если у вас случилась что-то подобное — не отчаивайтесь. Первое, что необходимо — сохранение спокойствия. Нужно требовать от виновного полного возмещения ущерба. Если же ваш «оппонент» не согласен с вашими доводами и суммой, то стоит провести экспертизу, собрать все необходимые документы и обращаться в суд. Но в судебном иске необходимо указать ваш моральный ущерб в рублёвом выражении.

Если у виновника отсутствует полис ОСАГО

В указанной ситуации имеется важный нюанс: при неоформленном договоре не допускается составление европротокола. Такая возможность сохраняется, лишь когда страховка оформлена, но вызвавший столкновение в ней не значится.

Потерпевший вправе требовать с виновника ДТП возмещения вреда в размере, превышающем выплату по ОСАГО (Постановление КС РФ от 10.03.2019 N 6-П).П.п. 1 и 2 признаны не соответствующими Конституции РФ по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, не позволяющему обеспечить взыскание вреда, причиненного автомобилю неустановленными лицами, с лиц, совершивших его угон (Постановление КС РФ от 07.04.2019 N 7-П).

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

ПОДРОБЕЕ:  В какую страховую обращаться после ДТП в 2019 году: когда уведомлять

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

У многих водителей возникает вопрос, что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО. В таком случае законодательство возлагает компенсации средств водителем, допустившим аварию. Страховщик здесь не поможет.

Требуется обеспечить доказательную базу собственной невиновности. Это подтвердит справка о происшествии, составленная представителем ГИБДД и письменные свидетельства очевидцев, указывающие на обстоятельства возникновения аварии.

  • вреда для здоровья;
  • повреждений машины;
  • доказательств причинения морального ущерба.

Каковы возможности поиска оптимального выхода из создавшейся ситуации?

Решение вопроса, как получить деньги с виновника ДТП, если у него нет страховки, возможно различными способами. Наиболее простой – предложить нарушителю возместить понесенный ущерб добровольно. Этот вариант подходит для случаев, когда убыток небольшой и имеется возможность определить точный размер самостоятельно.

Но не всегда вторая сторона согласится возвратить деньги, если речь идет о серьезной сумме или оплате лечения при получении травмы. Важно знать верную последовательность операций – как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет страховки в 2019 году, а урегулировать затруднение, договорившись, не получается.

У виновника аварии нет страховки

В такой ситуации требуется обращаться к судебным органам. Но предварительно пострадавшему нужно выполнить ряд обязательных мероприятий. Им должна предъявляться досудебная претензия виновнику ДТП.

Эта бумага может быть составлена самостоятельно или с привлечением квалифицированного юриста. Законодательство не предусматривает специальной формы, но бумага выполняется с обязательным указанием:

  1. Ф. И. О. и адреса проживания лица, которому она вручается;
  2. обстоятельств ДТП с описанием:
  • марок столкнувшихся машин;
  • номера автостраховки и наименования компании, ее выдавшей;
  • причин, вызвавших аварию;
  • характера нанесенных повреждений;
  1. описания проведенной независимой экспертизы и результатов (суммы ущерба, включая моральный – если имеется);
  2. изложения всех денежных издержек, которые следует компенсировать и полной цены вопроса;
  3. контактов получателя с номером счета для перечисления средств;
  4. сроков решения проблемы.

Указанный документ предоставляется нарушителю или собственному страховщику, если у виновного оформлен КАСКО.

Страховки нет у пострадавшего

Нередко происходит обратная ситуация. Попробуем выяснить, как быть, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО. Прежде всего, придется ответить по санкциям за отсутствие страховки – восьмисотрублевый штраф рублей (п. 2 ст. 12.37 КоАП).

Но смысл законодательства об ОСАГО в том, что убыток, нанесенный водителем, должен возмещаться компанией, с которой заключен договор. Поэтому, даже когда у пострадавшего отсутствует полис, страховщик должен выплатить необходимую сумму, компенсирующую понесенные убытки.

ДТП без страховки ОСАГО виновный

Основная масса случаев, когда у виновника ДТП отсутствует полис ОСАГО приходится на водителей, имеющих небольшие доходы и вынужденных искать пути экономии. Действительно, в последнее время средняя стоимость автогражданки поднялась до 6-8 тыс. руб. и для некоторых это существенная сумма.

Бывает, что от ОСАГО отказываются по «идейным» соображениям – в основном это безответственные граждане, или мажоры, катающиеся на мощных внедорожниках, но не желающие платить по ним 20-25 тыс. за «какую-то» страховку.

Итак, чаще всего за руль без полиса садятся:

  1. Водители с низкими доходами;
  2. Водители с низкой социальной ответственностью.

Как взыскать деньги за ущерб с виновника, если у него нет полиса

Некоторые автомобилисты, прочитав вышеприведенное, махнут рукой, подумав: «меня это не касается, я честный человек и всегда покупаю полис».

Авария на дороге

Начнем с того, что больше всего интересует водителей – какова ответственность за отсутствие страхового полиса в момент аварии.

Эта ответственность разделяется на две формы:

  1. Административную;
  2. Претензионную.

Что грозит виновнику? Если исключить множество административных взысканий, касающихся сопутствующих происшествию нарушений (опьянение, отсутствие прав, всевозможные нарушение ПДД и т. д.), то за сам полис на сегодня предусмотрена только одна ответственность – штраф.

Его сумма определяется в зависимости от обстоятельств, прописанных в статье 12.37 КоАП РФ. Данная статья имеет две части, которые разграничивают наказания для тех, кто грубо нарушает правила ОСАГО, и для тех, у кого полиса вообще нет.

  • Часть 1 – предусматривает наказание для сезонных водителей и сменных владельцев в виде штрафа суммой 500 руб. Полис у них есть, но он используется с грубыми нарушениями (езда вне страхового периода и езда без записи о допуске к управлению);
  • Часть 2 – предусматривает наказание для лиц, не имеющих договора автогражданской ответственности в виде штрафа суммой 800 руб.

Вот и все наказание. Очевидно, что подобные взыскания довольно гуманны. Но с другой стороны, это является одной из причин широкого распространения практики езды без ОСАГО, особенно в удаленных от оживленных магистралей районах России. Посмотрите видео о взыскании ущерба с виновника.

Описанные выше различия в суммах штрафов не должны вводить автомобилистов в заблуждение – это всего лишь различия в мере административного наказания, соответственно степени вины.

Само же нарушение для обоих вариантов едино. Это очень важно понимать т. к. для претензионного взыскания нет разницы, по которой из частей ст. 12.37 вас оштрафовали и на какую сумму.

книги знания

Для страховщиков и суда засчитывается, что у вас отсутствует ОСАГО в следующих случаях:

  • Если вы его по какой-то причине не приобрели;
  • Если вы просрочили продление страхового периода;
  • Если вы ездите на авто в нестраховой период;
  • Если вы не вписаны в имеющийся чужой полис как допущенное к управлению лицо;
  • Если вы имеете на руках подделку.

У некоторых водителей возникнет вопрос: а может без автогражданки действительно выгодно ездить, раз штрафы такие божеские. Для какой-то категории населения, проживающей в малонаселенных и труднодоступных районах, это иногда действительно выгодно.

Но для большинства граждан дело 500 или 800-и рублями не закончится. Ведь данная сумма не является разовым взысканием – вас могут штрафовать бесконечно, в результате чего общий убыток может многократно превысить мнимую выгоду.

Да, после штрафа вы имеете право какое-то расстояние передвигаться безнаказанно, но только до места проживания (если дело было во внерабочее время), или до ближайшего места продажи ОСАГО (если штраф выписан в рабочее время).

В некоторых старых источниках можно встретить информацию о снятии инспекторами госзнаков (с изъятием СТС) и даже об эвакуации авто на спецстоянку за отсутствие автогражданки.

Да, ранее подобное действительно практиковалось, но сейчас все это отменено:

  • С 2013 г. снятие госзнаков;
  • С 2014 г. эвакуация.

Номерные знаки для наказания водителей сейчас не снимают вообще, а эвакуация ТС сохраняется в качестве санкции за многие другие нарушения.

Под претензионной ответственностью понимаются материальные претензии пострадавшего лица к виновнику происшествия.

Если ваша ответственность не была застрахована, то СК потерпевшего откажет ему в возмещении. Ведь выплаты по ОСАГО осуществляются на принципах регресса – взаиморасчетов, имеющих конечного субъекта-плательщика.

папки документы

Поэтому вся материальная ответственность ложится на плечи виновного лица, а это могут быть очень немалые суммы, не идущие ни в какое сравнение с рассмотренными штрафами. Законодательной базой тут является Гражданский кодекс РФ, а именно – гл. 59, пр. 1, ст. 1064, п.

То есть при ДТП, водитель-виновник, не имеющий страховки, обязан возместить потерпевшим (включая третьих лиц):

  1. Материальный ущерб;
  2. Физический вред.

Если же дело дойдет до судебного разбирательства, к выплатам может добавиться:

  • Погашение судебных издержек;
  • Компенсации – за нанятых юристов, проведенную экспертизу, текущие издержки (эвакуатор, почтовые расходы и т. п.);
  • Возмещение морального ущерба.

Как видите, все может закончиться серьезными денежными потерями, не считая затраченного времени и нервов.

Официальное оформление ДТП совсем не отменяет возможность частного урегулирования вопроса, а просто откладывает его. После работы ДПС пострадавший может захотеть провести углубленное техническое обследование для выявления возможных скрытых повреждений.

На этом обследовании вам желательно присутствовать, а техническая база не должна иметь статус знакомых пострадавшего – лучше всего подойдет независимая хорошо оборудованная СТО, но можно обратиться и в профильные организации по автоэкспертизе.

Если в конечном итоге вы достигли с пострадавшим принципиальной договоренности о возмещении ущерба, то в назначенное время проведите встречу.

На ней, окончательно прояснив детали, придите к соглашению о сумме выплат и зафиксируйте это соглашение письменно (распиской в получении или долговым обязательством). Деньги, особенно крупную сумму, желательно перечислять банковским платежом с приходным кассовым ордером.

Если согласия с потерпевшей стороной достичь не удалось, то нужно готовиться к процедурам досудебного и судебного урегулирования.

Досудебный порядок урегулирования спора о сумме возмещения предполагает направление по адресу виновника ДТП досудебной претензии.

До составления данной претензии пострадавшая машина должна будет пройти сертифицированную техническую экспертизу. Это не то же самое, что просто осмотр на СТО – результаты данного обследования имеют юридическую силу и принимаются судом. На эту экспертизу виновник происшествия должен быть приглашен в обязательном порядке.

Приглашение поступает телеграммой по почтовому адресу, указанному в документах, составляемых на месте ДТП – учтите это и перепроверяйте точно ли инспектор записал ваш адрес. Иначе, если пригласительная телеграмма к вам не дойдет, вы не сможете опротестовать свое отсутствие на экспертизе.

ПОДРОБЕЕ:  Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО: образец, как составить и подать, срок рассмотрения

В телеграмме будет указан адрес организации и время начала обследования. По закону ожидать прибытия виновника на процедуру положено 30 мин. После истечения этого времени эксперт вправе начать обследование без присутствия второй стороны. Имейте это в виду и не опаздывайте.

Если условия досудебной претензии не вызывают возражений, то виновнику лучше согласиться оплатить указанную сумму, чтобы исчерпать спор и не начинать судебную тяжбу.

Если вы так и не пришли к согласию с потерпевшим, то окончательное решение примет суд. Суд не всегда означает значительно большие траты – ведь пострадавший, сотрудники ДПС и даже эксперты не всегда правы в оценке виновника происшествия и уровня нанесенного ущерба.

Здесь могут помочь ваши фото- и видео- материалы с места ДТП. На их основе, а также на основе копий документации по происшествию, данных видеорегистратора и заключения независимой экспертизы, можно провести еще одно независимое трассологическое исследование, выводы которого примет во внимание суд.

В сомнительных случаях суд может назначить и свою техническую экспертизу – судебную. Поэтому машину до разрешения вопроса желательно не ремонтировать. Если суд выяснит, что в ДТП имеется доля вины потерпевшего, или повреждения будут оценены в меньшую сумму, то возмещение будет соразмерно уменьшено.

Если у суда не остается сомнений в вине причинителя ущерба, то ответчику можно попытаться ходатайствовать о снижении требования по иску в связи с особыми обстоятельствами.

Уважительной причиной для этого будет:

  • Бедственное материальное положение;
  • Наличие более 2-х иждивенцев в семье;
  • Инвалидность;
  • Отсутствие значимого источника доходов и ценного имущества.

Разумеется, все это должно быть подтверждено документально. Также здесь пригодиться толковый юрист, т. к. самостоятельно вести дела с подобной стратегией сложно.

В результате ответчику могут уменьшить сумму возмещения вплоть до половины от той, которую намеревался утвердить суд, не учитывая особых обстоятельств. Также суд может установить для ответчика особый режим выплат, предусматривающий посильные ежемесячные суммы транзакций.

Если же судебное решение будет принято без учета ходатайств ответчика или вовсе несправедливое, то можно подать апелляцию. Апелляционный суд нередко существенно или даже кардинально изменяет первоначальное решение арбитра.

Итак, можно подвести итоги данной публикации:

  1. На месте виновника ДТП, не имеющего ОСАГО, может оказаться подавляющее большинство водителей;
  2. Административная ответственность в виде умеренного штрафа не дает оснований радоваться – совокупные годовые суммы оплат могут быть существенны;
  3. Различия в степени административного наказания (штрафов) не влияют на общую квалификацию нарушения – отсутствие полиса ОСАГО;
  4. Эвакуация ТС и снятие госномеров, в качестве наказаний за отсутствие страховки, ушли в прошлое;
  5. Претензионная ответственность виновника значительно выше, нежели административная;
  6. При возникновении ДТП важно правильно соблюдать порядок первичных действий;
  7. Частное исчерпание дорожного инцидента обычно выгоднее официального оформления;
  8. Доведение дела до суда нежелательно, но иногда это оправданно;
  9. Даже при проигрышном деле у ответчика может быть возможность существенно снизить сумму возмещения.

Претензионная ответственность водителя-виновника ДТП

По данным с сайта госкомстата, на конец 2016 г. в РФ зарегистрировано более 45 млн легковых автомобилей. По информации РИА Новости со ссылкой на РСА, в 2017 г. около 6 млн автовладельцев не застраховали свою ответственность, а около 1 млн являются обладателями поддельных полисов.

Основная доля нарушений приходится на владельцев легковых машин, так как водители автобусов и грузовиков находятся под особым контролем не только со стороны ГИБДД, и вряд ли рискнут пользоваться поддельным документом или ездить без ОСАГО.

Указатели в сторону страховки или риска

По сведениям РСА, около 7 млн водителей ездят без договора ОСАГО или с поддельным полисом

Таким образом, 15,5% водителей легкового автотранспорта не имеют страховой зашиты. Принимая условно, что незастрахованный участник дорожного движения попадает в автопроисшествия наравне с застрахованным, с равной вероятностью может стать как виновником, так и потерпевшим, получаем 7–8% аварий по вине водителя без полиса.

При наличии действующего договора ОСАГО страховщик вместо виновника производит выплату в следующих случаях:

  • причинён ущерб транспортному средству;
  • причинён ущерб имуществу, находящемуся в транспортном средстве потерпевшего и не являющегося его частью или составным элементом (багаж, нештатное оборудование, личное имущество водителя и пассажиров и т. д.);
  • причинён ущерб другому имуществу (строения, сооружения, движимые объекты, личные вещи пешеходов и т. д.);
  • причинён вред жизни и здоровью любому другому человеку (второй водитель, пассажиры, в т. ч. находившиеся в автомобиле виновника, пешеходы и т. д.).

машины на дороге

Если действующий полис имеется у водителя, но он не указан в качестве допущенного к управлению лица, или ДТП произошло вне указанного в договоре периода использования транспортного средства, страховая компания произведёт выплату на общих основаниях.

Полис ОСАГО, деньги и смоделированное ДТП

Страховщик возместит ущерб только при наличии действующего договора ОСАГО

Обязательства страховщика по недействительному полису не возникают. Недействительным документ будет в следующих случаях:

  • закончен срок действия договора;
  • полис подделан;
  • полис оформлен на подлинном бланке, в том числе с подлинными оттиском печати и подписью, но бланк значится как украденный или потерянный;
  • электронный полис оформлен не на сайте страховщика и не является электронным документом.

В последних трёх случаях автовладелец может и не подозревать, что имеющийся у него договор является недействительным. Случаи хищения бланков у страховщиков не единичны. Оформленные на украденных бланках полисы реализуются под видом действительных.

Известны случаи, когда мошенники открывали сайты, дублирующие сайты крупных страховых компанией, и собирали деньги на свой счёт или электронный кошелёк. Первым признаком продажи недействительных страховок является их заниженная стоимость.

Действительный полис ОСАГО не может стоить дешевле, чем у других страховщиков. Страховщикам предоставлено право определять тариф в пределах устанавливаемого Центробанком диапазона, но на практике используются максимальные размеры.

Никакие скидки, акции или подарки при продаже ОСАГО недопустимы (п. 2.6–2.7 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО, утв. пост. Президиума РСА от 31.08.2006, пр. № 3).

Встречаются и недобросовестные действующие агенты, присвоившие себе собранную премию и заявившие страховщику о потере выданных ему бланков. Вся информация о недействительных бланках в обязательном порядке размещается на сайтах страховых компаний и РСА.

При оформлении договора ОСАГО вне офиса страховщика, у незнакомого агента и в других подобных случаях, когда из обстановки нельзя быть твёрдо уверенным в действительности сделки, следует через 2–3 дня после получения полиса проверить его статус в соответствующем разделе на сайте РСА или конкретной компании.

Статус бланка можно проверить и до оформления договора. На сайте РСА будет отражена информация о недействительности бланка, а похищенные или утерянные бланки будут включены в соответствующий перечень на сайте страховщика.

Объявление об обязательном страховании

При приобретении полиса ОСАГО в случайных ситуациях следует проверить его действительность на сайте РСА или страховщика

При банкротстве страховщика или отзыве у него лицензии обязательства по возмещению материального ущерба переходят к РСА. За причинённый в результате ДТП вред жизни и здоровью союз выплатит возмещение также и в случаях, когда ответственность виновника не была застрахована либо он скрылся с места происшествия и не был установлен (ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ).

В случаях, когда полис ОСАГО отсутствует или недействителен, вред должен быть возмещён его причинителем в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством для таких отношений. В этом нет ничего трагического или невозможного.

Такой порядок существовал и в советские времена, и в современной России до 2003 г. Но в связи с тем, что за 15 лет действия ОСАГО автовладельцы уже избаловались относительной простотой и доступностью процедуры возмещения вреда, фиксированными сроками выплат, в ситуациях с незастрахованным виновником приходиться вспоминать доосажную практику.

Неисполнение обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцем, а также управление автомобилем, если страхование заведомо отсутствует, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.

Наказание в обоих случаях установлено единое — штраф 800 руб. Для применения мер ответственности важна заведомость действий автовладельца. Водитель должен знать, что его ответственность не застрахована, и осознавать противоправность своего поведения и возможные последствия.

Управление машиной неуказанным в договоре водителем или вне установленного периода управления согласно ч. 1 ст. 12.37 обойдётся в 500 руб. Отсутствие документа у застраховавшего ответственность водителя является нарушением ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ и карается штрафом в 500 руб. или предупреждением.

Инспектор ГИБДД проверяет полис ОСАГО

Управление автомобилем при заведомом отсутствии договора ОСАГО является админитсративным правонрушением, за которое налагается штраф 800 руб

Пунктом 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства водителем, ответственность которого не застрахована по договору ОСАГО.

Однако в отличие от случаев управления автомобилем в состоянии опьянения, например, никаких практических механизмов реализации запрета не предусмотрено. До ноября 2014 г. при отсутствии действующего договора страхования с автомобиля снимали госномера, и автовладелец в течение суток после этого должен был оформить полис. Сейчас такая мера обеспечения не применяется и существующий запрет носит декларативный характер.

экспертиза

Заключение комитета вызывает удивление. Обосновать столь диковинный вывод законодатели не удосужились. Существующий штраф в 800 руб. (400 руб. при оплате в течение 20 дней) наоборот стимулирует автовладельцев не заключать договор.

Даже если в течение года такой водитель будет штрафоваться ежемесячно, что практически малореально, и в сокращённые сроки уплачивать штраф, общая сумма не превысит полагающуюся страховую премию. Увеличение штрафа до размеров, сопоставимых со стоимостью полиса, является логичным условием, при котором выгоднее оформить договор, чем 2–3 раза в год уплатить штраф.

В какой форме на рынке ОСАГО существует коррупция и какие коррумпированные должностные лица извлекут выводу из высоких штрафов, известно, видимо, только членам Комитета. Если предполагается, что такими лицами будут являться сотрудники ГИБДД, то вопрос находится далеко за пределами автострахования и не может учитываться при решении задач обязательности страхования.

ПОДРОБЕЕ:  Навязывают страховку по кредиту

Инспектор ГИБДД, прибывший на место происшествия, в числе первых действий проверяет документы участников ДТП, включая полисы ОСАГО. Для проверки действительности договора автоинспекторы обеспечены мобильными устройствами связи, позволяющими оперативно получить информацию из базы данных РСА или ведомственной базы.

Отсутствие или недействительность страховки при обращении в полицию для оформления дорожного происшествия будет установлено как в отношении виновника, так и потерпевшего. Даже если этот вопрос выпадет из внимания ГИБДД, ни один страховщик не произведёт выплату по недействительному полису.

Помимо административных санкций, на виновника дорожного происшествия целиком ложится гражданская ответственность за причинённый вред. Более того, потерпевший не будет связан методикой определения размера ущерба, применяемой при определении размера ущерба, и установленным порядком выплаты возмещения.

Размер ущерба, определённый в соответствии с Единой методикой, утв. Положением Центробанка от 19.09.2014 г. № 432-П, рассчитывается из фиксированных цен на запчасти и материалы, усреднённой стоимости нормо-часа работ.

При расчёте учитывается износ до 50% от реальной стоимости деталей. К тому же правила ОСАГО предполагают натуральную форму выплаты, а при возмещении вреда виновником потерпевший может сам определить предпочтительный вариант возмещения — взыскать деньги или обязать осуществить ремонт.

Расстроенный участник ДТП

На незастрахованного виновника целиком ложится гражданская ответственностоь за причинённый вред

Возмещение ущерба виновником ДТП

При существенном ущербе не каждый виновник имеет возможность незамедлительно или в короткие сроки рассчитаться с потерпевшим. При разрешении вопросов о возмещении вреда следует обсудить различные варианты, приемлемые для обеих сторон:

  • рассрочка или отсрочка выплаты;
  • совместное участие в оплате ремонта с последующим возмещением виновником расходов потерпевшего;
  • предоставление виновнику необходимого времени для оформления кредита, продажи имущества для расчёта с потерпевшим и т. п.;
  • исполнение обязательства другими способами (передачей имущества, выполнением работ и пр.);
  • исполнение обязательства другим лицом и т. д.
Договорённость на месте ДТП

Договорённость о добровольном возмещении ущерба следует оформить письменно

Согласованный порядок должен быть определён письменным соглашением с указанием на признание вины участником ДТП. Обязательства по возмещению вреда не могут вытекать из договора, но письменный документ будет являться для суда косвенным доказательством в пользу потерпевшего, если виновник впоследствии нарушит условия соглашения или начнёт оспаривать вину. Базовый образец соглашения можно посмотреть здесь.

Важнейшим этапом при разрешении вопроса о возмещении вреда является определение размера ущерба. Не должны возникать никакие вопросы ни в суде, ни в переговорах с виновником о подлежащей уплате сумме, если потерпевший за свой счёт отремонтирует автомобиль на СТОА с соблюдением нормальных требований к ремонту (на станции дилера для гарантийного автомобиля, на официальной СТОА для негарантийного с обычным качеством и сроками работ).

Завышенные требования о месте, условиях, технологии и сроках ремонта не будут удовлетворены судом и не должны оплачиваться виновником добровольно (например, потерпевший потребует заменить детали, подлежащие ремонту, установить более дорогостоящие элементы взамен повреждённых, провести ремонт не у ближайшего официального дилера по месту жительства в г. Туле, а в Москве и т. д.).

Другим способом зафиксировать полученные повреждения и установить стоимость ремонта является оформление предварительного заказ-наряда. Для этого повреждённый автомобиль необходимо направить на СТОА, где его разберут, определят видимые и скрытые повреждения и установят ориентировочную стоимость ремонта.

После разборки автомобиля СТОА должна приступить к ремонту. Техстанция может потребовать частичной предоплаты или оплаты требующихся для ремонта узлов и деталей. При отсутствии оплаты ремонт не будет производиться, а автовладельцу выставят счёт за хранение машины.

Возместить расходы по оплате счёта можно с виновника, если задержка ремонта произошла по его вине, но дополнительные расходы не нужны никому. Поэтому загонять машину на станцию и разбирать её следует после урегулирования с виновником вопроса о возмещении ущерба или при наличии возможности самостоятельно оплатить ремонт.

Повреждённый автомобиль на СТОА

Для выявления скрытых повреждений на СТОА необходимо разобрать автомобиль

Универсальным и наиболее надёжным способом для всех сторон является проведение независимой экспертизы. Отчёт оценщика потребуется также для предъявления иска, если спор перейдёт в судебную стадию. Стоимость экспертизы зависит от места проведения, объёма и характера повреждений, модели автомобиля.

У виновника аварии нет страховки

Для ориентации можно назвать цифры 7000–10000 руб. Первоначальная экспертиза не определит скрытые повреждения. После разборки машины на СТОА может потребоваться проведение дополнительного осмотра и подготовка дополнения к заключению.

Вопрос об оплате оценки должен решаться по согласованию участников ДТП, если они изберут такой способ определения размера ущерба. Как компромиссный вариант, можно провести осмотр транспортного средства с участием техника или эксперта.

Возможно, не каждая независимая экспертиза проводит осмотры без составления отчёта, но поискать такую компанию стоит. В этом случае акт осмотра с необходимой фототаблицей обойдётся в 1000–3000 руб., а на основании акта осмотра отчёт о стоимости ремонта может быть составлен в любое время. По общему правилу размер ущерба определяется экспертом на дату ДТП.

Если виновник не рассчитался на месте и не достигнуто согласие о порядке возмещения и размере ущерба, либо виновник нарушил взятые на себя обязательства или ущерб возмещён не в полном объёме, единственным законным способом остаётся принудительное взыскание. События могут развиваться по нескольким направлениям:

  1. Документы ГИБДД оформлены, но виновник отказывается возместить ущерб. Потерпевший должен обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причинённого в результате ДТП. В таких ситуациях виновник часто может пойти на оспаривание своей вины. Вопрос о виновности будет разрешаться в том же процессе. В зависимости от инициативности и «креативности», виновник может первым обратиться с иском к страховой компании потерпевшего о возмещении вреда, настаивая на его вине, предъявить встречный иск к потерпевшему и его страховщику или заявить свои возражения относительности виновности в причинении ущерба при рассмотрении иска потерпевшего. Предварительно виновник может попытаться обжаловать постановление (определение) ГИБДД. Участнику ДТП следует лично принимать участие в подобных разбирательствах, так как представитель не сможет дать исчерпывающие пояснения об обстоятельствах события.
  2. Документы ГИБДД оформлены, виновник не оспаривает вину, не отказывается возместить ущерб, но и не выплачивает добровольно. Такая ситуация наиболее типична. Виновник не имеет средств для возмещения вреда и просто плывёт по течению. Судебное разбирательство в таких случаях обычно не вызывает затруднений.
  3. Документы ГИБДД оформлены, виновник частично оплатил ущерб и считает, что выплаченной суммы достаточно. Здесь имеет место спор о размере ущерба. Взыскание также производится в исковом порядке, но для подтверждения размера ущерба может потребоваться проведение судебной экспертизы. Суд, скорее всего, назначит экспертизу по ходатайству ответчика, даже если он не представит достаточных доказательств несоответствия заявленных требований реальному ущербу.
  4. Документы ГИБДД не оформлены, имеется письменное согласие виновника о возмещении ущерба (гарантийное письмо, извещение о ДТП и т. п.) или ничего не имеется. Если виновник решит оспаривать виновность в причинении ущерба, характер и объём повреждений, доказать свою позицию потерпевшему будет крайне сложно. «Опытные» виновники могут идти именно по такому пути. В связи с отсутствием полиса ОСАГО упрашивают потерпевшего не вызывать ГИБДД, обещая рассчитаться в течение 1–2 дней. В подтверждение слов выдают расписку с указанием суммы, но без перечня повреждений и описания обстоятельств. После этого сроки выплаты постоянно переносятся. В итоге потерпевший в лучшем случае имеет составленный значительно позднее даты ДТП отчёт оценщика или заказ-наряд, которые не подтверждают время и обстоятельства получения повреждений, и малозначащую расписку. Рассчитывать на положительное решение суда в такой ситуации сложно.

Можно порекомендовать маленькую хитрость при судебном разрешении спора о возмещении ущерба виновником. По заявлению истца ст. 139 ГПК РФ предусмотрена возможность наложения судом мер обеспечения иска, в частности, ареста находящегося у ответчика и принадлежащего ему имущества.

Если виновник является собственником автомобиля, участвовавшего в ДТП, и предполагаемый размер ущерб является существенным, при подаче иска следует одновременно ходатайствовать о наложении ареста на автомобиль.

Судья с большой степенью вероятности удовлетворит просьбу истца, если сумма иска не будет пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью автомобиля виновника. Наложение ареста, во-первых, надёжно обеспечивает исполнение решения суда, а во-вторых, традиционно оказывает заметное психологическое давление на виновника.

Претензионный порядок не является обязательным в отношениях между физическими лицами и на практике не применяется. Если незастрахованный виновник оказался юридическим лицом, предварительная претензия может оказаться полезной для фиксации сроков исполнения обязательств.

В претензии должно быть указано (образец здесь):

  • наименование адресата;
  • данные потерпевшего;
  • наименование «Претензия о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП»;
  • описание события с указанием участников и транспортных средств;
  • предъявляемые требования;
  • сроки для добровольного удовлетворения требований.

К претензии следует прикладывать документы, которых у виновника нет:

  • отчёт оценщика о размере ущерба, заказ-наряд, счёт-фактура за проведённый ремонт;
  • квитанции в подтверждении сопутствующих расходов (оплата услуг оценщика, расходы на эвакуатор, если транспортное средство не может передвигаться и т. д.;
  • ПТС или СР ТС.

Документы ГИБДД можно не прикладывать, так как виновник вправе сам получить их. С момента истечения срока на добровольное удовлетворение требований можно начислять проценты за каждый день просрочки уплаты в соответствии со ст.

395 ГК РФ исходя из ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 7,25% годовых. Общий размер процентов будет незначительным, но повышенная неустойка и штраф может быть применён только по отношению к страховщику.

Судебное взыскание

Иск подаётся в мировой суд при сумме требования до 50 000 руб. (ущерб плюс все другие требования, кроме компенсации морального вреда) или в районный суд при больших суммах. Подготовить иск и провести разбирательство можно самостоятельно, если виновник не возражает относительно виновности и размера ущерба.

Образец иска с указанием прилагаемых документов приведён здесь. При взыскании ущерба с виновника уплачивается госпошлина в размерах, установленных пп. 1) п. 1 ст. 333.19 НК РФ. В других случаях рекомендуется обратиться за юридической помощью.

Привлечение виновника к ответственности за нарушение ПДД не является для суда достаточным доказательством его вины в причинении вреда. Суд в определённых случаях может установить обоюдную вину участников и даже отсутствие связи между нарушением правил дорожного движения и причинением вреда.

Фигура Фемиды

Единственным законным способом принудительного взыскания ущерба является судебное производство

Adblock detector